СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

465 Л. Н. Эйдельман кандидат педагогических наук доцент кафедры оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия) info@Natali-fitnes.spb.ru «АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО» И ЕГО РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Теоретическое изучение законов актёрского мастерства – важный этап на профес- сиональном пути специалиста физической культуры. Физическая культура – область культуры, включающая науку, искусство, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей, где осуществляется межличностный обмен знаниями, цен- ностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом. Ребёнок - важнейшая фигура физкультурно-образовательного процесса, в основу которого должно быть положено благо и счастье занимающихся детей. А это значит, что специалист по физической культуре должен научиться работать с детьми и найти с ними общий язык. Но как это сделать? С нашей точки зрения это возможно, если пе- дагог познает всей своею психофизикой, а не только умом, законы актёрского мастер- ства, которые в нашем случае направлены не на освоение навыков профессии актёра. В этой связи уместно применить высказывание Г. А. Товстоногова: «Это две разные профессии, идущие разными путями к общей цели». Как показывает практика, грамотное использование основ «актёрского мастерст- ва», его элементов на физкультурных занятиях с детьми требует от педагогов по физи- ческой культуре специальных компетенций в этой области, что и предопределило не- обходимость написания данной статьи. Курс «актёрское мастерство» позволяет студентам побывать в «актёрской шкуре», практически увидеть проблемы ребёнка и помочь их преодолеть. Освоив курс студенты знают, какое физическое действие наиболее эффективно, полезно и предлагают его де- тям в процессе физкультурных занятий. В этом случае психоэмоциональный подъём, наличие законов и правил, созидательный и творческий характер физкультурной дея- тельности зачастую предрешает результат при решении поставленных задач. Благодаря тренингу специалист в сфере физической культуры избавляется от страхов, связанных с выступлением перед публикой. Он знает правила устного общения и речевого этикета при общении профессионального характера. Основой «актёрского мастерства» в подготовке специалиста по физической куль- туре могут служить труды: «Система» К. С. Станиславского, «Биомеханика» В. Мейер- хольда, «Суставно-мышечная гимнастика» Э. Декру, «Гимнастика чувств» З. Гиппеус, «Техника актёра» М. Чехова, «Актёрский тренинг» по системе Г.А. Товстоногова и др. На кафедре оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта РГПУ им. А. И. Герцена разработан и применяется в учебном процессе модуль «Актёрское мастерство», рассчитанный на 108 часов (автор – Л. Н. Эйдельман). Начинается курс с изучения речи, рече- вой деятельности, культуры речи, речевого этикета. На этом этапе активно используются ско- роговорки, стихи, пословицы и другие задания, помогающие студентам отработать технику речи, силу и звук произносимого слова, изменять интонацию, в зависимости от содержания и ситуации, выдерживать голосовую нагрузку на занятиях и т. д. Затем следуют задания на развитие памяти, внимания через основы актёрского мастерства. Здесь мы рассматриваем психологию творчества в деятельности специали- ста по физической культуре, игровые упражнения, образные ассоциации. В классифи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=