СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

456 1) затруднения, связанные с несформированностью мотивов обучения в вузе и ценностных ориентаций на педагогическую профессию . Для большинства опрошен- ных студентов (85 %) преобладающим мотивом обучения в вузе становится получение диплома о высшем образовании. Приобретение специальных знаний и овладение педа- гогической профессией не являются, по мнению 50 % респондентов, необходимыми условиями для достижения выбранной цели. 38 % первокурсников указали, что в выбо- ре высшего учебного заведения они руководствовались лишь информацией о конкурсе («… мне было все равно в какой вуз подавать документы, лишь бы конкурс выдер- жать…»). Результаты наблюдения подтверждают данные анкетирования. Большинство студентов первогo курса не проявляют заинтересованности при рассмотрении вопро- сов, связанных со спецификой педагогической профессии, требованиями, предъявляе- мыми к современному педагогу. Некоторые первокурсники отказываются участвовать в дискуссии (например, «Каким быть современному учителю?») и групповом обсужде- нии различных педагогических проблем, мотивируя отказ тем, что они с педагогиче- ской профессией еще не знакомы и изучить ее особенности не хотят, так как не соби- раются работать в школе. 2) организационно-педагогические затруднения , связанные с несформированно- стью представлений студентов о структуре, логической организации, методах и средст- вах познавательной деятельности в педагогическом вузе. Рассогласованность между представлениями первокурсников о вузовских требованиях и реальными требованиями к обучению в университете стала причиной возникновения затруднений этого вида. Треть опрошенных (33 %) отметили, что при поступлении в вуз абсолютно не пред- ставляли себе те требования, которые предъявляются в вузе в процессе обучения. Мо- лодые люди указали на незнакомые им правила подготовки к занятиям различных форм (47 % первокурсников отметили, что им трудно воспринимать материал в течение по- лутора часов на лекции; 32 % указали, что не успевают готовиться к семинарам и лабо- раторно-практическим занятиям). 3) дидактические затруднения , связанные с несформированностью умений учеб- но-познавательной деятельности. Анкетирование первокурсников показало, что 47 % студентов, посещая библиотеки, не могут найти в литературе необходимый для подго- товки к занятиям материал (следует отметить, что такого же мнения относительно пер- вокурсников придерживаются 85 % опрошенных преподавателей). Если характеризо- вать содержательность, логику построения и технику исполнения творческих проектов студентов первогo курса, то можно констатировать, что у большинства первокурсников (62 %) недостаточно сформированы умения анализировать литературу и иные инфор- мационные ресурсы по выбранной ими проблеме; почти треть студентов (28 %) нару- шают причинно-следственные связи в изложении материала; каждый четвертый нару- шает правила оформления и представления работы, которые были сообщены им заблаговременно. 4) рефлексивные затруднения , связанные с несформированностью у студентов на- выков самоанализа и самооценки собственной образовательной деятельности. Боль- шинство первокурсников не могут адекватно оценить свои возможности, выявить барь- еры, мешающие им успешно учиться. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и результаты соб- ственных исследований позволяют утверждать, что в познавательной деятельности студенты первогo курса педагогического вуза сталкиваются с разнообразными затруд- нениями, препятствующими эффективному вхождению в новый для них образователь- ный процесс. Необходимо отметить, что, если описанные выше затруднения не устра- няются в течение первогo года обучения в вузе, в памяти cтудента закрепляется подобная модель взаимодействия субъектов образовательного процесса, и она может

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=