СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
455 зов к обучению в новых для них образовательных условиях в качестве cтудента. Ана- лиз результатов анкетирования и опросов первокурсников факультета физической культуры показывает, что в педагогические вузы на сегодняшний день поступают сту- денты, не всегда мотивированные к осуществлению профессионально-педагогической деятельности (на первом месте у студентов стоит мотив получения диплома о высшем образовании, менее трети опрошенных желают приобрести знания, необходимые для обучения и воспитания детей); для большинства представление документов в педвуз становится «запасным, страховочным вариантом», многие юноши открыто говорят о нежелании служить в рядах Российской армии и расценивают педагогический вуз как возможность отсрочить собственный призыв. Существенным показателем cтудента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все виды и формы этой деятельности. Однако результаты специ- альных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и за- писывать лекции, конспектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18–20 % лекционного материала). Так, по данным В. Т. Лисовского, умеют вы- ступать перед аудиторией только 28,8 % студентов, вести спор 18,6 %, давать аналити- ческую оценку проблем 16,3 %. На материале данного социально-педагогического ис- следования было показано, что только 37,5% студентов стремятся достичь высоких академических успехов, 53,6 % не всегда стараются, а 8 % вообще не стремятся к дос- тижению каких-либо академических успехов. Но и у тех, кто стремился хорошо учится, в 67,2 % случаев процесс обучения шел неудовлетворительно. [3] Такое положение со- храняется в течение последних лет. Директор Центра социологических исследований МГУ С. П. Туманов подчерки- вает, что современный студент не активен (и в социальном, и в образовательном про- странстве). У большинства молодых людей преобладают прагматичные мотивы выбора профессии, а материальное стимулирование повышает мотивацию значительно выше, чем моральное. Анализ анкетирования первокурсников Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого факультета физической культуры также дает основание утверждать, что многие студенты не владеют на должном уровне навыками учебной деятельности, не могут самостоятельно находить необходимую им информацию в книгах и печатных СМИ; эффективность использования глобальных информационных интернет-ресурсов также невелика, большинство опрошенных лишь общаются в социальных сетях и посещают сайты с «готовыми» рефератами и курсовы- ми работами, электронными библиотеками и интернет-версиями периодических науч- ных и научно-популярных изданий пользуются единицы (менее 1 % опрошенных). Таким образом, изучение современных педагогических и психологических иссле- дований и анализ вузовской практики позволили нам определить, что у подавляющего большинства студентов на начальном этапе обучения возникают затруднения в позна- вательной деятельности, которые рассматриваются как препятствия в понимании мате- риала учебной дисциплины по различным причинам, осознанном усвоении, воспроиз- ведении и продуктивном использовании различных фрагментов этого материала, сущностных связей и отношений зависимости между различными изучаемыми объек- тами, явлениями и фрагментами описывающего их знания. Для большинства студентов первогo курса совершенно новые для них условия (ломка сложившего динамического стереотипа в учебной деятельности, приспособле- ние к новым формам обучения и др.) – процесс достаточно болезненный, им приходит- ся преодолевать значительные трудности, проявляя при этом такие черты характера, которых не хватало в полной мере в старших классах школы – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативу, умение владеть собой. Анализ и интерпретация полученных результатов и сравнение их с другими ана- логичными исследованиями позволили нам выявить комплекс затруднений , с которыми сталкиваются студенты первогo курса в познавательной деятельности:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=