СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

454 2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бой- ко.– М.: Филинъ, 1996. 3. Кузьмин, А. В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодеж- ной среде: Моногр. / А. В. Кузьмин.– Тамбов, 2011. А. А. Сергеева кандидат педагогических наук ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Новые социальные функции и образовательные задачи высшей школы, заложен- ные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования [1] должны воплотиться в новом отношении педагогов и студентов к целям совместной деятельности. Долгое время без внимания оставались проблемы выработки индивиду- альной стратегии овладения знаниями, что в целом неудивительно, так как в условиях традиционной системы обучения студент остается в позиции «получателя», хотя при- оритетным началом должна быть активная позиция студента на всех этапах обучения, при которой студент должен постоянно выбирать способы и пути достижения той или иной образовательной цели. Однако в условиях традиционной педагогической системы, где наличие объективной оппозиции в отношениях между преподавателями и студентами, доминирование личности педагога и подавление индивидуальности студента, стремле- ние достигнуть усреднения общего уровня подготовленности группы в целом, очень трудно добиться оптимального педагогического взаимодействия, что особенно важно на начальном этапе обучения. Следовательно, необходимо оптимизировать образовательный процесс на основе личностно ориентированной, субъект-субъектной модели педагогического взаимодей- ствия. В ней преподаватель и студент сотрудничают как равноправные партнеры обще- ния. Задачами становятся создание условий психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках взаимного уважения автономии каждого из субъектов общения, об- разование единого психологического пространства для успешного достижения конеч- ного результата обучения. При личностно ориентированном обучении происходит со- вместная с преподавателем выработка и постановка целей и задач, определяющих стратегию и тактику как совместной с преподавателем работы, так и самообучения cтудента [2]. Такой подход к организации образовательной деятельности может быть осуществлен только при условии формирования целостного образовательного процес- са, включающего в себя систему аудиторной, внеаудиторной, воспитательной, научно- исследовательской и культурно-просветительской деятельности студентов. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и вузовской прак- тики позволяет утверждать, что модернизация высшего профессионального педагоги- ческого образования ориентирована на существенное углубление фундаментальной и профессиональной подготовки выпускников вузов, предполагает принципиальное изменение характера взаимодействия субъектов образовательного процесса и его ин- тенсификацию. В данной ситуации особенно актуален вопрос адаптации студентов к новому для них образовательному процессу вуза, начиная с первых дней обучения. В то же время изучение результатов психолого-педагогических исследований по- следних лет указывает на недостаточную готовность абитуриентов педагогических ву-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=