СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
453 рактеризуются гибкостью и широтой кругозора, отсутствием стремления изменить или переделать своего собеседника. У студентов данной выборки отмечается неумение скрывать или сглаживать не- приятные чувства. Они не умеют, или у них не достаточно сформирована способность скрывать, или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкнове- нии с некоммуникабельными качествами у партнеров (девушки 25 % и 37,5 % соответ- ственно, юноши 18,2 % и 45,5 % соответственно). Лишь 37,5 % девушек и 36,3 % юношей умеют скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей. Стремление переделать, перевоспитать партнера по общению выражено недоста- точно у студентов рассматриваемой выборки (5,8 СБ). Большинство из них (45 % юно- шей и 62 % девушки) не стремится или у них недостаточно сильно выражено стремле- ние переделать, перевоспитать, изменить по своему желанию своего собеседника. Только 20 % юношей имеют привычку поучать окружающих, командовать близкими и делать постоянно кому-либо замечание. У этих студентов отмечается высокое стрем- ление подогнать других участников коммуникации под себя (8,8 СБ). Им хочется по- догнать других к своему характеру, привычкам, притязаниям. При этом отмечаются гендерные различия в рассматриваемой выборке (9,5 СБ у юношей и 7,7 СБ у девушек). Респонденты не всегда способны прощать другому его ошибки неловкость, не- преднамеренно причиненные ему неприятности (6,2 СБ). Отличительной особенностью данной выборки является терпимость к диском- фортным (болезнь, усталость, отсутствие настроения) состояниям партнера по обще- нию (5,4 СБ). По результатам исследования не во всех ситуациях студенты могут приспосабли- ваться к другим участникам общения: к характеру собеседника, его привычкам или притязаниям (6,7 СБ). Таким образом, результаты исследования дают нам возможность констатировать, что возникла необходимость в изменении содержания учебного материала преподавае- мых психолого-педагогических дисциплин для оптимизации процессов общения и взаимодействия, определяющих эффективность подготовки будущих учителей физи- ческой культуры и спорта. Анализ содержания дисциплин учебного плана показал, что формирование ком- муникативной толерантности осуществляется в рамках большинства дисциплин по вы- бору, реализуемых преподавателями кафедры психологии и педагогики на факультете физической культуры ТГПУ им. Л. Н. Толстого: 1) толерантность ученого-исследователя формируется в процессе изучения дис- циплины «Психодиагностика в профессиональной деятельности педагога»; 2) толерантность в общении, толерантное педагогическое взаимодействие и осно- вы эффективного поликультурного общения, толерантное поведение будущего педаго- га как необходимое условие в разрешении конфликтов реализуются в процессе препо- давания дисциплин по выбору «Психология взаимодействия в образовательной среде»; «Психологические основы конфликтов в педагогической деятельности» и «Психология делового общения в педагогической деятельности». Формирование толерантного поведения и профилактика интолерантности студен- тов выступает в качестве важного вектора, определяющего содержание профессио- нальной подготовки будущих учителей физической культуры в условиях эффективного поликультурного образовательного пространства вуза. Литература 1. Виноградова, Е. Г. Субъектные предпосылки толерантности личности: Авто- реф. дис. … канд. психол. наук / Е. Г. Виноградова.– Сочи, 2002.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=