СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

451 В. В. Бойко под коммуникативной толерантностью понимает отношение личности к людям, показывающее степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [2]. Как отмечает Е. Г. Виноградова коммуникативная толерантность, является стерж- невым качеством личности, проявляющимся в терпимости, бесконфликтности, а также устойчивости, доверительности и способности спокойно и без раздражения принимать индивидуальности других людей [1]. Понятие толерантности многоаспектное. Оно рассматривается в психологии и как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания и развития. А. В. Кузьмин рассматривает толерантность как ценность и качество личности, проявляю- щееся в поведении и поступках, с одной стороны и как цель и результат воспитания, со- провождающийся формированием определенных социальных установок, с другой [3]. Проблема изучения толерантности в студенческой среде является значимой, но недостаточно изученной в поликультурном образовательном пространстве педагогиче- ского вуза. Целью нашего исследования являлось изучение особенностей проявления толе- рантности у студентов факультета физической культуры. В эксперименте принимали участие 38 студентов 2 курса ТГПУ им. Л Н Толстого. Из них – 16 девушек и 22 юноши. Для изучения взаимодействия с другими людьми использовалась методика В. В. Бойко «Диагностика коммуникативной толерантности» [2]. По результатам исследования у большинства студентов (71,5 %) можно конста- тировать средний уровень проявления толерантности. У 10,5 % – высокий и 16,5 % – низкий. Однако у 5,2 % респондентов исследуемой выборки отмечается интолерант- ность, т. е. нетерпимость к окружающим и высокая вероятность конфликтов (рис.1). 10,5% 71,5% 16,5% 5,2% Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Интолерантность Рис. 1. Особенности проявления толерантности студентов физической культуры Значительных гендерных различий в проявлении исследуемого признака не было выявлено. Однако, на 3 стандартизованных балла (СБ) уровень толерантности ниже у девушек, чем у юношей в диапазоне средней степени выраженности. Средние показа- тели по выборке – 60,5 СБ – девушки и 57,7 СБ – юноши. Существуют различия в ми- нимальных и максимальных значениях. Минимальные значения у девушек – 26 СБ, у юношей – 35 СБ; максимальные значения - 81 СБ и 115 СБ соответственно (рис.2).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=