СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
440 подготовка специалистов имеет целью лишь поверхностное освоение правовых норм и требований в области физической культуры и спорта. Нынешняя систем подготовки физкультурных кадров предусматривает формиро- вание общекультурной компетенции: «способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4)» [2]. Данная компетенция в со- ответствии с учебным планом формируется в процессе изучения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», которая находится в модуле «Общекультурных компетенций» и изучается в объеме 3 зачетных единиц. Модуль предусматривает рас- смотрение основ государства и права, конституционного, гражданского, семейного и образовательного права Российской Федерации. Целью изучения дисциплины являет- ся: «ознакомление студентов с такими глобальными правовыми явлениями как госу- дарство и право, их взаимодействием и взаимосвязанностью; представление общей ха- рактеристики различных отраслей российского права – конституционного права, гражданского права, уголовного права, семейного права и др., а также овладение обще- культурными и профессиональными компетенциями и знаниями в области права». По итогам освоения дисциплины выпускник должен знать роль и значение права в регули- ровании общественных отношений; уметь оперировать правовыми понятиями и кате- гориями; владеть юридической терминологией. 19 сентября 2017 года Приказом Министерства образовании и науки РФ № 940, зарегистрированном в Минюсте РФ 16 октября 2017 года по номером № 48566, утвер- ждены Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образова- ния – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», кото- рые предусматривают формирование универсальной компетенции (УК-2): «Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм»; и общепрофессиональную ком- петенцию (ОПК-12): «Способен осуществлять профессиональную деятельность в соот- ветствии с нормативными правовыми актами сферы физической культуры и спорта и нормами профессиональной этики» [1]. Министерство образования сужает рамки и более конкретно определяет уровень и основу правовой грамотности выпускника физкультурного вуза. Правовой грамотности как качество личности, основанное на совокупности правовых знаний; умений опериро- вать основными правовыми понятиями, добывать необходимую правовую информацию, использовать ее в ситуациях повседневной жизни и профессиональной деятельности; мо- тивации, ориентирующей поведение личности на существующие правовые нормы. В новой системе преподавания правоведческих дисциплин в физкультурном вузе предлагается основное внимание уделить спортивному праву. И если раньше спортивное право было одним из направлений и дисциплин юридического факультета, то сейчас в систему высшего образования по направлению «Физическая культура» вводится изу- чение учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности», целью которой является не только ознакомление будущих специалистов с содержанием отрасли и науки спортивного права, но и привитие им навыков практической работы по специ- альности спортивного юриста, связанных со специальным применением законов и дру- гих нормативно-правовых актов, касающихся физкультурно-спортивной деятельности. При изучении данной дисциплины предусмотрены методы формирования право- вой грамотности: словесные (устное изложение, беседа), наглядные (схемы, кино-, ви- деофильмы, слайды, изображения на дисплее компьютера, мультимедиа и т. д.), прак- тические (репродуктивные, творческие, поисковые упражнения) методы мотивации учебной деятельности(деловые игры, интерактивные технологии и т. д. [3]. Они стиму- лируют процесс формирования правовой грамотности студентов вуза, также способст- вуют актуализации правовых знаний; выработке умений использовать данные знания в практической деятельности при разрешении ситуаций повседневной жизни и профес-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=