СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

434 Показатель по фактору «Силы» у 100 % учителей, преподающих физкультуру, находится на среднем уровне. Фактор «Силы» указывает на развитие волевых сторон личности субъекта. Высокие и близкие к высоким показатели говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать только на себя в трудных ситуациях. Низкие показатели, наоборот, указывают на недостаточный самоконтроль, индивид не может придерживаться принятой линии поведения, он зависим от внешних обстоя- тельств и оценок. По фактору активности у 97 % учителей средний уровень, у 3 % – низкий. Фактор «Активности», согласно тесту, интерпретируют как экстравертированность личности. Положительные показатели свидетельствуют о высокой активности, общительности, импульсивности, тогда как отрицательные указывают на интровертированность, пас- сивность. Чтобы определить уровень развития коммуникативных и организаторских склон- ностей учителей была предложена методика «Диагностика коммуникативных и органи- заторских склонностей». Коммуникативные способности учителя определяют его коммуникативное пове- дение, которое направлено на реализацию делового общения с учениками, родителями, коллегами. Обладая коммуникативными способностями, учитель имеет возможность влиять на своих учеников. Другими словами, коммуникативные и организаторские спо- собности являются важным звеном в выстраивании межличностных отношений, без них сложно организовать и направить деятельность группы на осуществление совмест- ной деятельности. Как известно, уровень профессионализма учителей определяется не только их теоретической и практической подготовленностью, но и умением общаться со своими учениками, в профессиональном кругу. Следовательно, чтобы эффективно выполнять свои обязанности, учителя должны владеть наукой и искусством общения, им необходимы знания основных закономерностей и механизмов этого процесса, его структуры и форм, им необходимо умело пользоваться конкретными приемами эффек- тивного взаимодействия и, наконец, иметь развитые коммуникативные способности. Организаторские способности включают коммуникативные способности, практи- ческий ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость. У 74 % испытуемых средний уровень развития коммуникативных склонностей, у 26 % – низкий уровень. Для развития некоторых ПВК учителей физкультуры нами был разработан соци- ально-психологический тренинг, удовлетворяющий следующим условиям: 1. Развитие саморегуляции поведения. 2. Распределение ответственности и интернализация локуса контроля. 3. Развитие коммуникативного потенциала. 4. Стимулирование активности, самовыражения, инициативы. Предполагается, что социально-психологический тренинг обеспечит создание си- туаций, в которых учителя физкультуры будут иметь возможность получить необходи- мый опыт, позволит отрефлексировать важные проблемные моменты. Тренинг представлял собой цикл из шести занятий длительностью по три с поло- виной часа. Занятия были направлены на развитие выделенных ними некоторых про- фессионально важных качеств и строились с учётом вышеназванных условий. Тренинговая группа работала по всем правилам, характерным для тренинговых групп: конфидециальность, открытость, уважение, принцип «здесь-и-теперь» и т. д. Принцип построения занятий: Вводное упражнение, рефлексивные упражнения по теме, разминка, рабочие уп- ражнения по теме, подведение итогов дня. Проводилось групповое обсуждение после каждого упражнения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=