СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

433 нально важные качества - это качества человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.) [4]. ПВК явля- ются основной характеристикой человеческих ресурсов, предпосылкой профессио- нальной деятельности [2, 3, 5]. Гипотеза: создание определенных психологических условий способствует разви- тию профессионально важных качеств учителей физической культуры. Такие условия могут быть определены в рамках социально-психологического тренинга. Под определенными психологическими условиями понимаются следующие: са- морегуляция поведения, стимулирование активности, распределение ответственности и интернализация локуса контроля; развитие коммуникативного потенциала. В статье мы остановимся только на нескольких, хотя и очень важных, личностных характеристиках учителя – профессионала: коммуникативные и организаторские склонности, локус контроля, развитость волевых характеристик, самоуважения, уве- ренности, саморегулятивных характеристик, стрессоустойчивости. Были использованы следующие методики: Опросник «Стиль саморегуляции поведе- ния» (ССПМ) В. И. Моросановой, «Оценка профессионального стресса» Вайсмана, «Тест- опросник уровня субъективного контроля» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд), «Методика личностного дифференциала» (ЛД), «Диагностика коммуникативных и ор- ганизаторских склонностей» (КОС-2) [6]. В исследовании приняли участие учителя физической культуры из нескольких центров образования г. Тулы в возрасте до 35 лет, с высшем образованием. Так как, деятельность педагога имеет публичный характер, то она требует от спе- циалиста постоянного регулирования своей деятельности, поведения, эмоциональных состояний, контроля за своими реакциями в процессе взаимодействия с детьми, их ро- дителями, коллегами. Поэтому особое внимание мы обратили на развитость саморегу- ляционных характеристик учителей физкультуры и, следовательно, важным условием развития ПВК учителя будет использование в рамках тренинга упражнений, направ- ленных на развитие саморегуляции поведения. На основе тестирования с помощью опросника «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой были отобраны 18 испытуемых со средним уровнем само- регуляции поведения (уровень определялся по общей шкале саморегуляции). Средний показатель по группе – 26 баллов. Как известно, профессиональная деятельность педагога, является психологически напряжённой и, соответственно, входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов. Следовательно, педагогам важно обладать такой личностной характе- ристикой как стрессоустойчивость. «Оценка профессионального стресса» Вайсмана по- зволила определить уровень реального профессионального стресса учителей физкуль- туры. Средний уровень профессионального стресса выявлен у 74 % испытуемых. Высокий уровень профессионального стресса диагностирован у 26 % учителей физ- культуры. Чтобы определить уровень развития волевых сторон личности учителя, была ис- пользована методика «Личностный дифференциал». Согласно методике «Личностный дифференциал» значения фактора «Оценка» свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие и близкие к высоким значения свидетельствуют о том, что у испытуемого по- зитивное отношение к собственной личности. По его мнению, он является носителем положительных, социально желательных характеристик, следовательно он удовлетво- рён собой, позитивно к себе относится. Низкие показатели фактора «Оценка» свиде- тельствуют о критическом отношении субъекта к собственной личности. В нашем исследовании у большинства учителей (84 %) получен средний уровень самоуважения, у 12 % – низкий, 4 % – высокий уровень.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=