СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
430 ложительного коммуникативного опыта. В другом случае, студент отличался более низким уровнем лидерских качеств, что в новой обстановке способствовало его неуве- ренности, повышенной тревожности, как следствие: коммуникативная деятельность получилась менее успешной. Отрицательный коммуникативный опыт лёг в основу коммуникативного барьера, который студент учился преодолевать в течение всей прак- тики. Возможны и обратные ситуации, когда студент замкнут, не уверен в своих ком- муникативных умениях и способностях, старается избегать коммуникаций с незнако- мыми собеседниками, однако по объективным причинам вынужден вступить в коммуникативный процесс. При положительном исходе данного коммуникативного процесса формируется положительный коммуникативный опыт, который может стать мотивирующим началом к дальнейшей коммуникативной деятельности. Успешный коммуникативный опыт способствует как формированию коммуникативной компе- тентности, как и развитию личностных свойств, качеств, а также коммуникативных способностей будущих педагогов. Наблюдение в период с 2016/2017 по 2018/2019 учебные года за студентами первых- вторых курсов, обучающихся по специальности 1-03 02 01 «Физическая культура», пока- зывает, что многие из них имеют ряд коммуникативных барьеров, мешающих продуктив- ной коммуникативной деятельности. В ходе опроса 82 будущих педагогов было выявлено, что наиболее трудными для них являются следующие коммуникативные ситуации: 1. вступление в коммуникативный контакт с незнакомым собеседником; 2. вступление в коммуникативный контакт с представителями администрации уч- реждений образования, родителями; 3. презентация себя как участника коммуникации; 4. продумывание коммуникативной стратегии и тактических приёмов в зависи- мости от возраста, пола, интеллектуальных, речевых культурных и т.п. особенностей собеседника (собеседников); 5. учёт психологических особенностей собеседника (собеседников) в процессе коммуникации; 6. общение с собеседником, имеющим нарушения речи, либо не владеющим ни одним государственным языком; 7. общение с использованием информационно-коммуникативных технологий; 8. предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в общении со всеми субъектами образовательного процесса; 9. работа в команде в коммуникативном процессе, то есть дополнять и поддержи- вать коммуникативного партнёра в общении со всеми субъектами образовательного процесса. Анализ наиболее затруднительных для будущих педагогов коммуникативных си- туаций показывает, что студенты осознают значимость коммуникаций в профессио- нальной деятельности. В связи с тем, что многие студенты выказали готовность к по- вышению своего уровня коммуникативной компетентности как компонента профессиональной компетентности, была разработана Программа формирования ком- муникативной компетентности будущих педагогов физического воспитания (далее Программа). Согласно Программе формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов физического воспитания ведётся в трёх направлениях: – усиление коммуникативного компонента в учебных дисциплинах, изучаемых студентами специальности 1-03 02 01 «Физическая культура»; – проведение цикла психолого-педагогических коммуникативных тренингов на базе Ресурсного центра инклюзивного образования; – актуализация волонтёрской деятельности, включающей проведение студентами спортивных развлечений и праздников в ГУО «Средняя школа № 13 г. Барановичи» и ГУО «Средняя школа № 15 г. Барановичи» [1].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=