СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

427 Каждый из статусов характеризует состояние ПИ обучающегося, проходившего опрос и наиболее полно позволяет описать состояние профессиональной самоиденти- фикации студента на разных этапах его обучения. В исследовании принимали участие магистры первого и второго года обучения направления подготовки «Физическая культура» Балтийского Федерального универси- тета им. И. Канта. Магистры первого и второго года обучения выбраны для сравнения, так как на первом году обучения в магистратуре нередко появляются обучающиеся, пришедшие с других направлений подготовки и их профессиональная идентификация вызывает интерес. А студенты второго года обучения предположительно являются профессионально ориентированными, что предполагает высокий уровень сформиро- ванности профессиональной идентичности и требует подтверждения. В результате обработки данных эксперимента было установлено, что у магистров первого года обучения, статус «Неопределенная» профессиональная идентичность «не выражен» или находится на уровне «ниже среднего». «Мораторий», как статус профес- сиональной идентичности в данной группе у 37,5 % обучающихся выявлен на уровне «ниже среднего». Так же были определены значения данного статуса профессиональ- ной идентичности на уровнях «выше среднего» и «ярко выраженный» (12,5 % соответ- ственно на каждом). Статус «Сформированная» профессиональная идентичность у большей части учебной группы выявлен на уровнях выше «среднего». У 37,5 % сту- дентов данный статус выявлен на уровне «выше среднего», а у 25 % он определился как «ярко выраженный» У магистрантов второго года обучения, «Неопределенный» статус профессио- нальной идентичности, как и у двух предыдущих групп респондентов определяется в основном на уровне «ниже среднего» и «не выражен». Статус «Мораторий» у 50 % обучающихся выявлен на «среднем» уровне. «Сформированная» профессиональная идентичность у студентов выпускного курса магистратуры выявляется наиболее явно: у 12,5 % оптантов она отмечается на «среднем» уровне, у 37, 5 % – «выше среднего», а у 50 % статус определяется как «ярко выраженный». У студентов, обучающихся в магистратуре по направлению подготовки «Физиче- ская культура» так же не было выявлено «Навязанного» статуса профессиональной идентичности. Проведя сравнительный анализ статусов профессиональной идентичности обу- чающихся (рис. 1), было выявлено что «Неопределенная» профессиональная идентич- ность на высоком уровне выделяется у студентов второго курса магистратуры (12,5 % – «средняя» степень и 50 % уровень «ниже среднего»). Прослеживается динамика роста уровня выраженности статуса «Сформированная» профессиональная идентичность от курса к курсу. Так уровни «средний» и «выше средне- го» идентичны для обеих групп обучающихся, а вот уровень «ярко выраженной» профес- сиональной идентичности наиболее явно определяется у студентов выпускников магистра- туры (50 %), в то время как у 1 курса магистров это значение составляет 25 % группы. Следует отметить, что необходимая физкультурно-педагогическая ориентирован- ность обучающихся направлений, связанных с физической культурой, часто бывает снижена из-за их «спортивных» интересов, а именно установок на личные достижения и результаты в сфере профессионального спорта. Для таких студентов, профессиональ- но-педагогическая деятельность зачастую является непривлекательной или менее зна- чимой, чем спортивная [8]. Это может объяснять наличие «ярко выраженного» статуса «Мораторий» профессиональной идентичности обучающихся 1 и 2 курса магистрату- ры, так как в обеих группах обучаются спортсмены имеющие разряд КМС и звания МС по различным видам спорта и продолжающим тренироваться и самосовершенствовать- ся в выбранном виде спорта.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=