СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

426 Так И. С. Осипова, в работе «Формирование конкурентоспособности педагогов физической культуры» отмечает, что для современного педагога по физической куль- туре характерно умение конкретизировать профессионально-личностные цели и планы, уточнять, находить и обновлять смысл своей профессиональной идентичности и аутэн- тичности [5]. Поэтому с целью подготовки специалистов, способных на высоком уров- не осуществлять педагогическую деятельность в сфере физической культуры, а так же обеспечения высокой конкурентоспособности выпускников на рынке труда, существу- ет необходимость рассмотрения процесса формирования их профессиональной иден- тичности на разных этапах профессионального обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура). По мнению ученых и педагогов, процесс обучения в высшем учебном заведении сопровождается становлением профессиональной идентичности (Л. Б. Шнейдер, Ю. П. Поваренков, Т. В. Мищенко), а студенческий возраст является оптимальным для ее формирования [3, 4, 6, 10]. Опираясь на исследования ПИ, описанные в работах та- ких авторов как Э. Эриксон, Л. Б. Шнейдер, Н. С. Пряжников, и др. нами было предло- жено рассматривать профессиональную идентичность – как сложное многомерное, мно- гоуровневое личностное образование, зависящее от процессов идентификации себя с профессиональной группой и самоидентификации в профессии, имеющее в своей струк- туре ограниченный набор компонентов и композицию показателей свойств, умений, навы- ков, знаний, компетенций характерных для индивида в конкретной профессии [7, 10]. Для выявления индивидуальной композиции свойств, знаний, умений, навыков и компетенций, способствующих формированию отдельных компонентов профессиональ- ной идентичности, свойственных профессии педагога по физической культуре, целесооб- разно рассмотреть ее по критериям классификации типов профессий по Е. А. Климову, в основу которой положено отношение человека (субъекта труда) к предмету труда. Педагог по физической культуре, согласно классификации профессий Е. А. Кли- мова, относится к профессиям социономического типа (человек-человек), для которых основным предметом интереса являются люди разных возрастных категорий, сообще- ства и группы населения, а также социальные системы (учитель, преподаватель, тренер, фитнесс-инструктор) [2]. В работе О. М. Чусовитиной и А. Н. Шмаковой профессиональная идентичность будущего педагога по физической культуре рассматривается как сложный комплекс- ный личностный механизм, который обуславливает становление профессионально при- годной личности в рамках учебной, спортивной и профессиональной деятельности [9]. Поэтому важным разделом процесса обучения будет формирование у студента ясного представления о своем профессиональном будущем. В нашем исследовании, для выявления уровня сформированности профессио- нальной идентичности студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Физиче- ская культура», использовалась методика А. А. Азбель и А. Г. Грецова. Методика на- правлена на определение статуса профессиональной идентичности обучающихся, среди которых возможно выделить четыре основных: – неопределенная – выбор направления жизненного пути не сделан, отсутствуют четкие представления о карьере, при этом у оптанта нет стремления разрешить эту про- блему; – навязанная – есть сформированные представления о перспективах профессио- нального развития, но они навязаны извне (например, родителями или друзьями) и не являются результатом самостоятельного выбора; – мораторий – проблему выбора профессии осознана и находится в процессе ее решения. При этом наиболее подходящий вариант еще не определен; – сформированная – есть ясное представление о профессиональном будущем, по- лученное в результате осмысленного самостоятельного решения [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=