СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

417 нравственного сознания и нравственного совершенствования педагога, а так же нравст- венных отношений в профессиональной сфере педагога. 2) практические: поддержание престижа профессиональной педагогической дея- тельности; единение педагогического сообщества на основе единых этических стандар- тов; развитие и укрепление нравственных ценностей; разрешение конфликтных ситуа- ций. По мнению В. И. Андреева, «духовно-нравственная культура учителя, прежде всего, проявляется в его способности излучать духовную энергию, побуждая своих воспитанников следовать лучшим образцам духовности и нравственности в различных ситуациях поведения и общения» [1]. Поэтому, существует необходимость использова- ния этических правил, норм и ценностей в качестве основы профессиональной дея- тельности педагога. Профессиональная деятельность учителя физической культуры направлена не только на развитие физических качеств, но и на формирование характера и мировоззрения учаще- гося в целом. В связи с этим, рассмотрим принципы и категории педагогической этики учителя физической культуры, а так же профессионально-личностные качества специали- ста, являющиеся залогом эффективной профессиональной деятельности. Так, к наиболее общим принципам поведения учителя физической культуры, оп- ределяющим направленность его профессиональной деятельности, можно отнести сле- дующие: принцип благодеяния, предполагающий уважение, ответственность и забо- ту, по отношению к другому человеку; принцип ненасилия, проявляющийся в применении ненасильственных методов в профессиональной деятельности; п ринцип автономии – уважение свободной личности учащегося; п ринцип толерантности, ос- новывающийся на принятии и доверии к «инаковости» другого человека; п ринцип компетентности, ориентирующий на профессионализм; п ринцип порядочности – честность, чувство меры; п ринцип справедливости – объективность педагога, которая проявляется в его оценках и суждениях поступков учащихся и коллег. Отметим, что данные принципы являются базовыми, так-как определяют гуманистическую направ- ленность профессиональной деятельности педагога. Помимо принципов педагогическая этика имеет категории, отражающие нравст- венные ценности профессиональной деятельности педагога: педагогический долг, педа- гогическая честь, педагогическое достоинство, педагогическая справедливость, педаго- гический авторитет, педагогический такт. Педагогический долг – стратегическая категория педагогической этики, которая представляет собой «совокупность требова- ний и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к вы- полнению профессиональных обязанностей» [4]. А именно осуществлять определенные профессиональные функции, преимущественно интеллектуальные, «правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами, глубоко осознавать свое отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом» [4]. Не менее важной категорией в профессиональной деятельности педагога является педагогическая честь. Это общественное признание и уважение моральных заслуг и ка- честв педагога. Если учитель нарушает требования, предъявляемые обществом к идеа- лу педагога, он пренебрегает профессиональной честью. Говоря о педагогическом дос- тоинстве, мы подразумеваем осознание и принятие педагогом своей профессионально- личностной значимости. Педагогическая справедливость – «мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности), проявляю- щейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, социально полез- ной деятельности и т. п.» [4]. Данная категория педагогической этики заключается в справедливых суждениях педагога относительного всех участников образовательно- го процесса.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=