СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

409 оружениям и природным достопримечательностям, заповедникам, экспозициям и т. д. он может сам разрабатывать маршруты, тему для экскурсий и т.д. До конца 60-х годов XX века, профессии гида-экскурсовода в нашей стране не существовало, а функции ги- дов исполняли энтузиасты-добровольцы, например, сотрудники вузов, музеев, особо охраняемых природных территорий и индигенных охраняемых общинных территорий (ООПТ / ИООТ) и т. д. Штатные, профессиональные экскурсоводы были единичны: встречались в самых больших специалистов в сфере туризма и экскурсионного дела. Сейчас этот процесс связан со множеством гидов-любителей, подрабатывающих экс- курсиями в свободное время. Поэтому хотя компетентные и одарённые гиды- экскурсоводы весьма востребованы, особенно в мегаполисах и курортных зонах, про- блем у них немало. В том числе – в отношении того, что делает экскурсовод: ему нуж- но не просто знать свою тему, но любить ее, жить ею, чтобы передать другим, вместе с любовью к тому, что любит специалист. Экскурсовод выступает одновременно рас- сказчиком, строящим свое повествование по законам устного жанра; информатором и комментатором, сообщающим слушателям об объектах показа, истории города, о со- бытиях, входящих в тему экскурсии, поясняющим все увиденное во время экскурсии; собеседником и консультантом, участвующим в диалоге с экскурсантами и разъясняю- щим интересующие экскурсантов вопросы; ведущим-экспертом, организующим экс- курсию как событие. Четкое видение будущего и его реализация в форме брэнда помо- гают специалисту получить более интересную и статусную работы, привлечь лучших клиентов для вашей компании, оказывать более значимое влияние на них и стать при- знанным специалистом в своей индустрии. В условиях значительной конкуренции на рынке труда гидов и экскурсоводов, а также в сфере туристики и музейного дела как сфер предпринимательства в целом, экскурсоводу нельзя позволять себе оставаться безликим, нужно проявлять свою индивидуальность, обращаясь к выбранной целевой аудитории, стать востребованным и нужным, сохранять для нее актуальный имидж, разрабатывать интересные и насыщенные личностным и социальным смыслом транс- формирующие, преобразующие экскурсантов программы экскурсий и иные более или менее комлексные проекты. В этом специалисту и помогает создание узнаваемого лич- ного брэнда. Разработка личного брэнда включает формулирование развернутого и многоуровневого, индивидуализированного и ориентированного на преобразование внутренней и внешней реальности понимания себя и мира: их прошлого, настящего и будущего. Кроме того, он подразумевает создание целого – персонального сообщест- ва: группы людей, которая будет поддерживать и ретранслировать брэнд специалиста. Также необходима рекламная и сопутствующая активность: «раскрутка» брэнда с по- мощью самых разных мер и мероприятий, делающих специалиста доступным и извест- ным более широкой аудитории. Важно также поддерживать связи со СМИ и наставни- ками, продолжать обучение и исследовательскую деятельность, в том числе в контексте отслеживания собственного брэнда. Очень хорошо работает и деятельность в направлении контакта с «сарафанным радио». Очень важная задача экскурсовода – стать собеседником, с которым человеку интересно, комфортно и полезно путешество- вать, который открывает новый мир и создает атмосферу безопасности, принятия, под- держки, тем самым стимулируя , явно или неявно, личностный рост клиента. Этот мо- мент активно используется в так называемой ландшафтной аналитике (тревел-терапии), где экскурсовод играет роль психолога-консультанта (психотерапевта). Экскурсовод и его услуги должны составлять впечатление доступности, привлекательности, предвку- шения удовольствия. Одно из условий при этом – быть «гуру» рассказывания историй , в том числе небанальных и в меру детализированных легенд и мифов («сторителлин- га»), погружая экскурсантов, посетителей блога экскурсовода в интересную историю о людях, их жизни, о самих себе. Важно дать клиентам почувствовать себя уникальны- ми, ощутить себя настоящим искателями приключений отправившись по маршрутам,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=