СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

408 ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА М. Р. Арпентьева доктор психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского» (Калуга, Россия) mariam-rav@yandex.ru ПЕРСПЕКТИВЫ ТУРИСТИКИ И ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЭНД ГИДА Персональный брэндинг специалиста – важный компонент его личностного и про- фессионального развития. На примере туристического и иных видов бизнеса можно уви- деть множественность путей, которыми персональный брэндинг способствует такому раз- витию специалиста, а, вместе с ним, и развитию экскурсионно-туристического дела, можно увидеть множественность стратегий и путей совершенствования экскурсионно- туристического бизнеса посредством персонального брэндинга экскурсовода. Персональ- ный брэнд специалиста по экскурсионной работе одна из наименее изученных проблем туристики [2; 3; 8; 9; 13; 14] Данная проблема остается практически не раскрытой в связи тем, что сама про- фессия экскурсовода нередко связывается в повседневном сознании и даже в практике экскурсионного дела с такими моментами как непрофессионализм (неуникальность, пассивность, невежество) и т.д. Эта тенденция особенно нарастает в последние десяти- летия, в связи с иллюзиями того, что человек может быть легко заменен цифровыми устройствами, а сами экскурсии в их традиционной форме – могут быть заменены на посещения туристами тех или иных объектов, включая музеи и выставки, с использо- ванием цифровых гидов. Однако, значимость экскурсовода хотя и снижается в субъек- тивном отношении, в объективном – она возрастает, вместе с ростом требований к компетентности специалиста и с пониманием экскурсионной деятельности как диало- гической, деятельности производства и воспроизводства, ценностно-смыслового взаи- модействия и взаимовоздействия специалиста и экскурсантов. В диалоге экскурсовод осуществляет две взаимосвязанные процедуры: самораскрытия и самопрезентации [1; 4; 5; 6; 7; 17; 18]. Самораскрытие предполагает установление личного, персонально- го, интерсубъективного контакта с участниками экскурсии. Самопрезентация – форми- рование и поддержание определенного имиджа, служащего оптимизации экскурсион- ной деятельности, фасилитирующей процедуры самораскрытия и передачи ценностно- смысловой информации. Продуктивный брэнд экскурсовода – брэнд, интегрирующий обе эти тенденции. Непродуктивный брэнд включает противоречия между внутренни- ми ценностями и смыслами специалиста, невольно транслируемыми в процессе обще- ния с экскурсантами и его самопредъявлением, произвольно формируемым и транс- формируемым образом, предназначенным для формирования впечатления о себе как экскурсоводе, человеке, а также, о тех объектах, на которых работает данный специа- лист. Таким образом, брэнд специалиста вносит существенный вклад в брэнд музей или иного объекта, предназначенного для экскурсионно-туристической деятельности Обычно отмечается, что создание уникального личного брэнда открывает гиду- экскурсоводу новые возможности в профессиональной сфере. Экскурсовод создает, ор- ганизует проводит экскурсии по музеям и выставкам, уникальным архитектурным со-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=