СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

402 ния спортивных результатов» [1]; а с другой принимается как должное и необходимое. Так, по мнению П.Л. Ивашкова, который указывает на нерентабельность с уществую- щей практики подготовки баскетболистов высокого класса, начиная с 9–10 лет с на- чальной подготовкой в 3 года. Автор полагает, что «оптимизация начальной подготов- ки», осуществляемая благодаря «качественному и профессиональному набору, занятиям в специализированных группах, а также отбору спортсменов в процессе систематических занятий в СДЮШОР», обеспечит ускоренное обучение баскетболу, позволит высвобо- дить время на совершенствование и повышение спортивного мастерства [5]. К другой немаловажной проблеме отбора в баскетболе относится выбор критери- ев и показателей, позволяющих спрогнозировать успехи юных спортсменов на после- дующих этапах подготовки. Ряд авторов указывают на то, что ведущую роль при отбо- ре несет техника выполнения элементов; другие считают, что основную роль играет уровень развития основных физических качеств; третьи отдают предпочтение ком- плексному отбору, при котором уравнивается роль физической и технической подго- товленности [10]. Ряд авторов указывают на необходимость диагностики биологиче- ской и психологической надежности при отборе. На примере ряда спортивных игр легко установить, что одни спортсмены отличаются высоким уровнем, другие – высо- кой стабильностью действий. Но только третьих, тех, кто силен в обоих компонентах, можно считать надежными [7]. Основными средствами для отбора юных баскетболистов в первую очередь яв- ляются разнообразные двигательные действия: – координационные упражнения, направленные на преодоление определенных трудностей при их выполнении (точности, быстроты, рациональности, выбора вариан- та решения в изменяющихся условиях); – незнакомые упражнения, либо выполнение технического элемента в услож- няющихся условиях; – хорошо освоенные упражнения, но с внесением изменений в пространственно- временные параметры действия, либо условий выполнения. Учет индивидуальных анатомо-физиологических особенностей способствует нахож- дению решений не только для основной цели спортивного отбора и ориентации юных спортсменов, но и подбора средств и методов на последующих этапах подготовки, нор- мирования нагрузок и возможного прогнозирования достижений спортсменов [2,4]. Так, предлагалось создавать «модель-образец спортсмена», с перечислением основ- ных факторов характерных для определенного амплуа в выбранном виде спорта [12]. Системы спортивной тренировки и системы спортивной подготовки также оказы- вают значительное влияние на прогнозирование результатов будущей соревнователь- ной деятельности. Следующей и немаловажной проблемой выступают соотношение и особенности организации и целевые ориентиры подготовки в отдельных странах и регионах. При этом система развития игры в отдельных странах имеет свои целевые ориентиры, свя- занные с развитием материальных и финансовых ресурсов, кадров, демографическими явлениями, с национальными и территориальными особенностями [13]. Специалисты пока не обращают должного внимания на интегративно-научные подходы при решении актуальных проблем в баскетболе. Так, Китай не обладает необходимым арсеналом современных научных данных, а собственные обобщающие научные знания о спорте сформированы ещё недостаточно. Зарубежный опыт в основном копируется[8]. При этом следует отметить, что в целом по стране изменения происходят значительно более быстрыми темпами, чем это ранее проделано в более развитых странах. За несколько десятилетий существенно повысился уровень жизни людей, улучшились условия для отдыха, рекреации и оздоровления, что имеет не только огромное значение для спор- та, но и баскетбола, в частности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=