СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
386 С. Ф. Панов доктор биологических наук, профессор; ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского» (Липецк, Россия) И. П. Панова кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского» (Липецк, Россия) kafedrasporta@mail.ru ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСТЕРСТВА БОРЦОВ 16–17 ЛЕТ Введение. Выбор узкой специализации, проводимой в соответствии с индивиду- альными склонностями взрослого спортсмена, даёт возможность наиболее полно вы- явить одарённость спортсмена в спортивной области и удовлетворить его спортивные интересы. Напротив, ошибочный, не отвечающий индивидуальным качествам спортсмена выбор специализации, а в некоторых командных видах спорта и определенного амплуа в значительной мере сводит на нет усилия спортсмена и тренера [4, 5]. Принцип индивидуализации в учебно-тренировочном процессе борцов требует построения и проведения тренировочной деятельности атлетов с учетом их возрастных особенностей, физических способностей и уровня подготовленности [1, 3]. Принцип индивидуализации в системе спортивной подготовки высококвалифи- цированных спортсменов-борцов требует полного соответствия выполняемых технико- тактических действий занимающегося его морфологическим признакам, физическому развитию, функциональным особенностям и психологической подготовленности. В практике соревновательной деятельности известно много случаев применения технико-тактических действий, которые наиболее соответствовали индивидуальным особенностям выдающихся спортсменов-борцов. В частности научные исследования в области спортивной морфологии показали, что атлеты, имеющие определенные тотальные размеры и пропорции тела, успешно применяют и определённые приёмы [2]. В связи с этим, мы считаем, что наиболее объективным подходом, отражающим основной принцип педагогики – принцип индивидуализации, следует считать наличием положительной динамики результатов тестов, характеризующих те или иные двига- тельные и технико-тактические способности. Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально обосновать программу совершенствования физической и технической подготовки борцов на этапе спортивного совершенствования на основе принципа индивидуализации. Методика и организация исследования. Нами была создана система контроль- ных испытаний, которая предоставила возможность объективно оценивать уровень развития индивидуальных особенностей по показателям силовых, скоростно-силовых способностей, уровня физического развития и технико-тактического мастерства бор- цов юношеского возраста. Для сопоставления эффективности учебно-тренировочного процесса, проводимо- го по экспериментальной и традиционной методикам, были сформированы экспери- ментальная и контрольная группы борцов-дзюдоистов 16–17-летнего возраста, относя- щиеся к основной медицинской группе и состоящие на учёте в областном физкультурном диспансере. Состояние физического развития испытуемых контролиро- валось и анализировалось медицинским персоналом, что позволяло объективно оцени- вать динамику изменений уровня здоровья и физического развития.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=