СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

380 к старту: 6-й день микроцикла - отдых, 7-й день - малая нагрузка на развитие скорост- но-силовых качеств, 8-й день- отдых, 9-й день - состязания. Годичный эксперимент с участием двух групп юных волейболистов предполагал такое содержание микроциклов тренировки. Подготовительный период, 1 группа: ра- бота, направленная на совершенствование скоростно-силовых качеств и технических навыков игры, проводилась на фоне восстановленной работоспособности; после неё на следующий день следовало занятие, посвящённое развитию быстроты и повышению уровня технической подготовленности. Такое сочетание тренировочных занятий на протяжении микроцикла повторялось дважды. 2 группа: последовательность проведе- ния занятий была обратной. В соревновательном периоде у волейболистов первой группы были запланированы занятия с направленностью на совершенствование тактических действий на фоне восста- новленной работоспособности, а на следующий день - нагрузки игрового характера. Во второй группе программы занятий выполнялись в обратной последовательности. По результатам годичного эксперимента выявили, что в микроцикле тренировки занятия, посвященные совершенствованию технических навыков, быстроты, а также игровой направленности, должны планироваться после отдыха или на фоне восстанов- ления систем организма волейболистов. Перед окончанием эксперимента с волейболистами проводились исследования по выявлению структуры этапа подготовки за несколько дней до соревнований. С этой це- лью после выполнения программы микроцикла юноши чередовали занятия игровой на- правленности (с малой нагрузкой) с днями отдыха. Данная схема подготовки к сорев- нованиям обеспечила высокий уровень работоспособности спортсменов в 4–5-й дни «подводки». В процессе годичного эксперимента по выявлению рациональной структуры мик- роциклов подготовительного и соревновательного периодов тренировки, проведенного с юными баскетболистами, были получены данные, аналогичные итогам исследований с волейболистами. Полученные результаты педагогических экспериментов сравнили с данными, полу- ченными в ходе использования комплекса медико-биологических методов. Так, в преды- дущих исследованиях [1, 3] у юных спортсменов изучалось течение восстановительных процессов после выполнения различных по величине и направленности нагрузок в од- ном, двух и более занятиях, а также на протяжении всего микроцикла тренировки. Выводы 1. Актуальной проблемой в циклических и игровых видах спорта выступает про- блема рационального планирования нагрузок в микроциклах. Учеными и практиками предлагаются различные варианты применения нагрузок на быстроту и скоростно- силовые качества в подготовительном и соревновательных периодах. 2. По результатам экспериментальных поисков были обоснованы следующие по- ложения, использование которых обеспечивает оптимизацию многолетней подготовки юных спортсменов. Последовательность чередования занятий с различной на- правленностью нагрузок в микроцикле оказывает большое влияние на совершенство- вание физических качеств юных спортсменов. Развитие каждого из двигательных ка- честв проходит более эффективно на фоне восстановленной или повышенной работо- способности в микроцикле; это условие особенно важно выполнять при совершенствовании быстроты и технической подготовленности. В видах спорта, где приоритетными выступают скоростные возможности, работу над развитием быстроты необходимо включать в микроциклы не только соревновательного, но и подготови- тельного периодов тренировки. При проведении двух и более занятий подряд с одина- ковой направленностью тренировочных нагрузок ухудшаются условия для протекания восстановительных процессов в организме спортсменов. Выполнение программ двух

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=