СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

378 Представленное выше послужило основанием для проведения исследований с целью выявления закономерностей построения микроциклов тренировки у юных спортсменов, специализирующихся по легкой атлетике и спортивным играм. Методика и организация исследования. По замыслу исследования под руко- водством профессоров Г. Н. Максименко и И. Г. Максименко была проведена серия экспериментов с участием юных легкоатлетов, волейболистов и баскетболистов, в ко- торых апробировались варианты построения микроциклов различной структуры в подготовительном и соревновательном периодах тренировки. Использовались сле- дующие методы исследований: методы теоретического анализа; опрос и беседы; педа- гогического наблюдения, тестирования и эксперимента; методы математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение. Рекомендации различных специа- листов показывают, что в подготовительном периоде тренировки как взрослым, так и юным бегунам на короткие дистанции совсем не обязательно проводить целенаправ- ленную работу по развитию скоростных способностей. Однако результаты предыдущих исследований авторов свидетельствуют о необ- ходимости воспитания быстроты и в подготовительном периоде. В этой связи был про- веден 6-месячный эксперимент с участием 2 групп юных спортсменов, уравненных по основным показателям. В течении первых 3-х месяцев эксперимента (подготовитель- ный период) группой А использовались упражнения на развитие быстроты, в группе Б они не применялись. Следующие 3 месяца бегуны обеих групп тренировались по схеме недельного цикла группы А (включавшего 2 занятия на развитие быстроты). Таким об- разом, спортсмены в группе А скоростная работа была спланирована на протяжении всех 6 месяцев эксперимента, а в группе Б – лишь в течение последних 3-х месяцев. По результатам эксперимента выявили, что у юных спринтеров работа над развитием бы- строты должна проводиться на протяжении всего годичного цикла, а не только в сорев- новательном периоде тренировки. В ходе следующего эксперимента апробировали последовательность выполнения нагрузок на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств в смежных днях микро- цикла. Для этого в группе В использовали такую схему недельного цикла: 1-й день – развитие быстроты, 2-й день – совершенствование скоростно-силовых качеств, 3-й день-отдых, 4-й день-развитие быстроты, 5-й день-совершенствование скоростно- силовых качеств, 6-й день-развитие общей и скоростной выносливости, 7-й день-отдых. Группа Г выполняла те же тренировочные программы, но в обратной последователь- ности чередования нагрузок на быстроту и скоростно-силовые качества. Сравнение не- дельных циклов обеих групп показывает, что в группе В работа по развитию качества быстроты планировалась после отдыха, а в группе Г - на фоне последействия занятия скоростно-силовой направленности. Через 6 месяцев эксперимента больших сдвигов в результатах бега на 100, 200м, 20м с ходу и 30м со старта достигли бегуны группы В, подтвердив предположение о необходимости планирования занятий, предусматри- вающих развитие быстроты, на фоне повышенной работоспособности спортсменов. В соответствии с рекомендациями по подготовке взрослых бегунов [1, 6], осно- ванными на снижении объёма нагрузок (до 50–60 %) при сохранении высокой интен- сивности непосредственно перед соревнованиями, было решено экспериментальным путём установить для юных спринтеров наиболее оптимальное количество дней отды- ха, предшествующих старту. У всех бегунов в 1-й день микроцикла были зарегистриро- ваны исходные показатели тестов, а также результаты контрольных соревнований на 100 м. После шестого дня занятий (использовались только средние по величине нагруз- ки) спортсменов разделили на 3 группы с тем, чтобы выяснить, какой из дней отдыха, заключающих микроцикл, окажется благоприятным для проведения тестов и со- ревновательной нагрузки. Наиболее заметные сдвиги в результатах как контрольных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=