СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

368 чии данных, посвященных улучшению общефизической, технической и специальной подготовки [3,5,6]. Однако вопросы, связанные с развитием тактической подготовки (ТП), выявлением преимуществ различных тактических приемов, разработкой автор- ских методик ТП юных каратистов освящены недостаточно. Также, следует обратить внимание, что у спортсменов в возрасте 12–14 лет закладывается фундамент будущих высоких результатов, и поэтому включение в тренировку разнообразных тактических схем и приемов является особенно важным [4,7]. В связи с этим автором было принято решение разработать методику формирования опережающих действий в поединке для тренировочной группы и апробировать ее на соревнованиях. Стандартные программы тренировочного процесса по карате-до для УТ включает следующие блоки: развитие общей физической подготовленности, специальной физи- ческой подготовленности, традиционная техника карате-до, спортивная техника, такти- ческая подготовка. В данном исследовании научный интерес представляет тактическая подготовка. В общепринятой методике в этом блоке для учебно-тренировочной группы рассматри- ваются тактические схемы для атаки соперника (количество формирующих атакующих упражнений – 70 %) и защиту от атакующих ударов с помощью блоков и контратак (30 % от общего числа упражнений). Недостаточное внимание уделяется работе «вто- рым» номером, развитию и формированию опережающих действий на атаку соперника. Именно поэтому возникла необходимость внедрения методики, включающая комплекс упражнений для отработки названной тактики. В авторскую методику включены три комплекса упражнений: 1) условный поеди- нок; 2) учебно-тренировочные поединки; 3) свободный бой. Все задания в каждом ком- плексе соответствуют следующим критериям: 1) возможности выполнения с максимальной скоростью; 2) освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения; 3) каждый удар должен быть технически правильным и иметь все критерии оце- ночного действия. Условный поединок – это вид тренировочного боя, при котором задания выпол- няются в парах при заданном тренером условии [6]. Учебно-тренировочные поединки – это раздел тренировки, при которой отраба- тываются определенные тактические схемы. Цель данных поединков в этом комплексе совершить один точный и быстрый удар в подходящее время с любым противником. Завершает комплекс методической подготовки – свободные бои. Свободный бой – это поединок по правилам соревнований с судейством. Тренер выступает в качестве рефери, поединок длится строго определенное время. Таким образом, комплексы упражнений рассматривают разнообразные ситуации, которые могут произойти на соревнованиях, и спортсмен уже имеет готовые тактиче- ские решения для применения опережающего удара в этих ситуациях. Предложенная методика применялась на группах из 10 спортсменов в возрасте от 12 до 14 лет. В предсоревновательном цикле экспериментальная группа (ЭГ) трениро- валась по авторской методике, контрольная группа (КГ) по стандартной. Для диагно- стики эффективности применения методики использовались индивидуальные рейтинги спортсменов. На каждого спортсмена ЭГ и КГ заполняется информация по следующим пунктам: • количество совершенных атак «первым» номером; • количество удачных атак и их оценка рефери «иппон» или «вазари»; • количество ударов руками – оцененных рефери и без оценки; • количество ударов ногами – оцененных рефери и без оценки; • количество защитных действий: блоки, контратаки, опережения;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=