СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

331 В. М. Ериков кандидат медицинских наук, доцент ФГБОУ ВО «РГУ имени С. А. Есенина» (Рязань, Россия) А. А. Никулин кандидат медицинских наук, доцент ФГБОУ ВО «РГУ имени С. А. Есенина» (Рязань, Россия) В. А. Белокурский учитель физической культуры высшей квалификационной категории ОГБОУ «Школа-интернат № 18» (Рязань, Россия) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В СИСТЕМЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХОВОЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ В настоящее время в России во всех сферах общественной жизни, в том числе и в социальной, осуществляются необходимые реформы, наблюдается становление го- сударственно-общественной системы социально-педагогической помощи лицам с огра- ниченными возможностями, в первую очередь, детям, имеющим отклонения в состоя- нии здоровья. Принятая Правительством РФ государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы, и далее продленная до 2020 г., направлена на создание условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к бесплатной или на льгот- ных условиях квалифицированной медицинской помощи, физическому окружению, транспорту, информации, а также услугам и объектам социальной инфраструктуры. В последние годы в России растёт количество детей-инвалидов, в том числе детей с врожденной или приобретенной в младенчестве нейро-сенсорной тугоухостью. Эти дети нуждаются в ранней реабилитации, ведь чем быстрее начат процесс коррекцион- ного воспитания и образования, тем выше впоследствии интеграционные возможности глухих и слабослышащих детей. Более 40% детей с нарушением сенсорной слуховой системы имеют сложную структуру дефекта, сочетающую в себе нарушения развития дыхательной, сердечно- сосудистой, эндокринной систем, а также нарушения осанки в виде сколиоза, сутуло- сти, более плоской грудной клетки. Дисгармоничное развитие наблюдается у 62 % де- тей, а 80% имеют расстройства координации движений, задержку развития и функцио- нальную недостаточность двигательного анализатора. Для обучения, воспитания и проведения коррекционных мероприятий детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья в РФ создана система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений. Эффективность образовательно-воспитательного процесса во многом зависит от возможности решения специальными (коррекционными) образовательными учрежде- ниями образовательных педагогических задач, естественно, с учетом анатомо-физиоло- гических особенностей развития детей с отклонениями в состоянии здоровья. Существующие разнообразные нарушения слуха, в целом, не ограничивают возмож- ности физического развития детей, однако требуют на проводимых уроках физического культуры специфической методики применения специальных физических упражнений. Следовательно, средства и методы обучения физическим упражнениям, исполь- зуемые в массовой школе, в полной мере не могут быть перенесены в систему обучения школьников с ограниченными возможностями слуха.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=