СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

324 14. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учеб.-метод. пособие / Под ред. А. Л. Березиной.– Гном-Пресс, 1999. 15. Эльконин, Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подро- стков / Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова.– М., 1967. Т. Г. Воробьева доктор биологических наук, профессор Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия) МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛФК Наиболее актуальным вопросом в адаптивной физической культуре является изу- чение особенности функционального состояния функции внешнего дыхания у детей и подростков с различной степенью нарушения зрения [1]. Наблюдения показали, что у школьников с патологией зрительного анализатора отмечены нарушения носового дыхания в условиях относительного покоя. Недостаточ- ное носовое дыхание влечет за собой ограничение дыхательных движений грудной клетки, что проявляется в низких показателях экскурсии грудной клетки, нарушениях ритма и повышения частоты дыхания и дыхательного объема в состоянии относитель- ного покоя, что указывает на низкий уровень поглощения кислорода и неэффективно- сти использования вентилируемого воздуха [6, 7]. Цель исследования: разработать методику повышения функциональных воз- можностей дыхательной системы детей с нарушением зрения 10–11 лет на уроках ле- чебной физической культуры. Методы исследования Исследование проводилось на базе казенного образовательного учреждения Ом- ской области «Адаптивной школы-интерната № 14» для незрячих и слабовидящих де- тей. В исследовании приняли участие 16 слабовидящих школьников с их добровольно- го согласия. В исследовании приняли участие учащиеся 3–4 классов адаптивной школы 3-4 вида, которые были разделены на основную и контрольную группы. Разработанные комплексы по повышению функциональных возможностей дыха- тельной системы применялись на уроках лечебной физической культуры, два раза в неделю в течении 34 занятий во время 3 и 4 учебных четвертей. До и после исследо- вания было проведено контрольное тестирование. В разработанных комплексах использованы различные дыхательные упражнения, а также упражнения из методики парадоксального дыхания А. Н. Стрельниковой, из методики Э. В. Стрельцовой. Для развития резервов регуляции дыхания использова- лись специальные дыхательные упражнения статического и динамического характера, способствующие формированию следующих навыков дыхания: регуляции легочной вентиляции (произвольное изменение глубины, частоты и ритма дыхания: вдоха, выдо- ха и задержек дыхания после них); овладению различными типами дыхания (грудным, диафрагмальным, смешанным и полным); мышечному расслаблению. В контрольной группе занятия проводились по авторской программе лечебной физической культуры (Л. Н. Ростомашвили, 2002) для детей с тяжелой зрительной па- тологией по теме «Совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем». Результаты исследования и их обсуждение До и после исследования было проведено контрольное тестирование (таблица 1). В изучаемых нами показателях до проведения педагогического исследования достовер-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=