СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

322 Проведя анализ научной литературы по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что практически все исследования были направлены на изучение влияния обще- ния, на становление личности ребенка, не имеющего отклонений в развитии, и недоста- точно освещалась проблема применительно к детям с нарушениями в развитии. У детей с ОНР имеются различные коммуникативные трудности, отмечающиеся в исследова- ниях таких ученых как: Р. Е. Левина, Б. М. Гришпун, Г. В. Чиркина, Л. Б. Халилова, С. Н. Шаховской, О. Е. Грибова, О. С. Павлова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева[14]. Ряд авторов (И. Т. Власенко, В. К. Воробьева, Л. Г. Соловьева) описывают в своих исследо- ваниях несформированность коммуникативных умений, связанных с недостаточностью языковых средств у старших дошкольников с ОНР. Работы, посвященные анализу проблем детской речи имеют приоритетное значе- ние в трудах: З. Е. Агранович, А. Г. Арушановой, Л. И. Беляковой, Ю. Г. Демьянова, поискам путей создания наиболее адекватных методов посвящены работы: Т. В. Ахту- ниной, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Л. А. Петровской. Современные представления о коррекционно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР (А. И. Белова-Давид, Т. Б. Филичева, Г. А. Волкова) [3,14], о традиционном каратэ как о средстве физического воспитания и оздоровления детей (Л. И. Лубышева, А. Н. Кон- дратьев) [7,8, 10,11]. Проблему физического развития и формирования коммуникативных навыков у детей с ОНР позволяет решить развитие двигательной активности, мелкой моторики рук, усиленное внимание формированию осанки, внедрение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц, выполнение заданий с разной амплитудой и скоро- стью, различного рода дыхательные гимнастики с целью коррекции речевого дыхания. Традиционное каратэ как уникальная система воспитания всесторонне развитой личности основанная на стремлении к гармонии тела, духа и сознания, как средство физического усовершенствования включает в себя общие и специальные дыхательные упражнения, разогревающие и растягивающие упражнения, упражнения на равновесие и координацию, общие физические упражнения, разного рода специальные упражнения и методы тренировки. В связи свыше сказанным, качестве одного из эффективных коррекционно- оздоровительных средств может выступать традиционное каратэ. Особенностью вос- точной школы боевых искусств, является: во-первых, его ориентация на гармоничное развитие человека; во-вторых, ориентация процесса обучения на осознанное овладение индивидом двигательными действиями; в-третьих, образный характер обучения; в-четвертых, возможность использования элементов каратэ в воспитании детей с ран- него возраста. В процессе обучения у детей формируются разнообразные двигательные умения и навыки, развиваются двигательные качества. Включение элементов традиционного каратэ в организованные занятия, а также в разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня положи- тельно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной сис- тем, опорно-двигательного аппарата, обмене веществ организма детей. Все это повы- шает устойчивость организма ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Занятия традиционным каратэ способствуют психическому и двигательному развитию дошкольников. Однако в практике физического воспитания детей старшего дошкольного возрас- та с ОНР элементы каратэ, как средство коррекционно-оздоровительной работы, не нашли ещё широкого применения. Учитывая развивающее и коррекционно-оздоровительное значение занятий тра- диционным каратэ изучение научно обоснованных педагогических технологий физиче- ского воспитания детей 6–7 лет с ОНР с использованием элементов традиционного ка- ратэ представляется нам актуальной.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=