СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

321 АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Н. Л. Богомазова кандидат философских наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) Г. В. Валеева кандидат философских наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАДИЦИОННОГО КАРАТЭ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) В последние годы увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР), что связано с негативными факторами, как во внутриутробном периоде разви- тия ребенка, так и в процессе родов, а также в первые годы развития ребенка. Общее недоразвитие речи выражается в специфической речевой аномалии, которая является следствием психической задержки развития ребенка. Данная категория детей испыты- вает определенные трудности в начальной стадии социализации, что проявляется в за- медленном психическом, физическом и двигательном развитии. Наличие общего недо- развития речи усложняет процесс становления у детей полноценных коммуникативных связей с окружающими, что приводит к конфликтным ситуациям. Проблема физического воспитания детей дошкольного возраста с ОНР в научно- методической литературе недостаточно разработана, в коррекционной педагогике средства физической культуры используются не в полной мере. Физическое становление детей с общим недоразвитием речи строится с учетом психофизического и психического разви- тия детей по принципу «Не навреди…». Традиционные педагогические средства, формы, методы обучения и воспитания в работе с такими детьми несколько не эффективны, по- скольку их использование, в лучшем случае, стабилизирует психическое здоровье дошко- льников, «подгоняет» их двигательное развитие под возрастные нормы. В связи с этим по- иск новых педагогических средств коррекции двигательного и психического развития детей дошкольного возраста с ОНР является, на наш взгляд, актуальной проблемой теории и методики физического воспитания и коррекционной педагогики. Формирование коммуникативных навыков дошкольников выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка важным фактором формирования его личности – ведущего вида человеческой деятельности, направленного на самопознание посредством социальной коммуникации. Исследованию данной области развития ре- бенка посвящены следующие труды отечественных ученых – педагогов: Л. С. Выгот- ский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин [4,9,15]. Изучение общения детей с речевой патологией, проведенное Е. Г. Федосеевой, демонстрирует, что у большинства старших дошкольников(5–7 лет) преобладает ситуа- тивно-деловая форма по М. И. Лисиной, что характерно для нормального развития де- тей 2–4 – летнего возраста [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=