СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
31 Для получения устойчивого развивающего эффекта мало увеличить удельных вес движений в жизни ребёнка, расширить диапазон оздоровительных процедур. Важно согласовывать процесс организации двигательной деятельности с возрастными ценно- стями детей, одной из которых является природная эмоциональность ребёнка. Влияние на детские эмоции способствует становлению выразительной, эмоционально-образной моторики ребёнка, развивает интерес и ценностное отношение к двигательной деятель- ности. Важно, чтобы овладение двигательными действиями осуществлялось через рас- крытие их внутренней сущности, ощущаемости изнутри. Эту задачу во-многом выпол- няет правильно организованная эмоциональна поддержка. Воздействие на эмоции изменяет характер протекания и результативность двига- тельной деятельности в нескольких направлениях. Во-первых, изменяется характер ов- ладения движениями. Развитие движений происходит не в виде простого механического их заучивания, «моторного тренажа» (В. Т. Кудрявцев, Е. А. Сагайдачная, Т. С. Яковлева), а в форме эмоционально насыщенного действия и действенного переживания в процес- се выполнения физических упражнений, образного их воплощения или «живого движения». В результате чего ребёнок начинает «ощущать движения» (А. В. Запорожец), выражать че- рез телесные движения собственные внутренние состояния, представления, образы. Во-вторых, сознанию ребёнка начинает открываться внутренняя картина движе- ний, что происходит, благодаря становлению опыта вхождения в образ, переживания двигательных действий, «чувствования» в движение, а также эмоционально-тактиль- ным контактам ребёнка с педагогом, другими детьми и самим собой. В-третьих, обеспечивается возможность творческого преобразования двигательного опыта в «живые эмоционально-насыщенные действия» (В. Т. Кудрявцев), способность пе- реживать эмоциональный подъём и эстетическое наслаждение, личностно саморелизовы- ваться при выполнении движений, способность к двигательной импровизации. Эмоциональная поддержка может рассматриваться в качестве технологии органи- зации двигательной деятельности, отличающаяся от традиционных педагогических технологий тем, что осуществляется именно в процессе взаимодействия взрослого с ребёнком и предполагает создание атмосферы эмоционального комфорта, взаимопо- нимания, обеспечивая успешность решения задач физического развития. Технология эмоциональной поддержки особенно действенна тогда, когда необходимо прийти на помощь, оказать содействие, предотвратить негативные личностные проявления, свя- занные с переживанием ситуации «неуспешности», потерей желания действовать, вы- полнять физические упражнения и т. п. Потребность в эмоциональной поддержке не менее важна, чем все другие способы педагогического взаимодействия. Такая поддерж- ка может реализовываться в двух вариантах: поддержка детей, обусловленная устойчи- вым или внезапно возникшим психоэмоциональным состоянием ребёнка и поддержка ребёнка в процессе решения задач физического развития. Остановимся на втором вари- анте организации эмоциональной поддержки. Поддержка детей в процессе решения задач физического развития позволяет ос- ваивать содержание образования на уровне «живого знания» (В. П. Зинченко), побуж- дения к выразительному оформлению движений, образному постижению их внутрен- него смысла и др. Данный вид эмоциональной поддержки основывается на обращении к детской эмоциональности, жизненному опыту дошкольников, обеспечивающему эмоциональную включенность детей в двигательную деятельность. Эмоциональная поддержка в процессе решения задач физического развития реализуется с помощью группы методов, которые в своем единстве образуют методы эмоционального воздей- ствия. Методы эмоционального воздействия относятся к числу специфичных и в то же время универсальных методов. К специфичным методам относятся потому, что они на- правлены на пробуждение эмоций, актуализацию отношения детей к физическим уп- реждениям и др. Универсальными методами являются потому, что могут использовать-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=