СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
305 данного состояния разными способами: смотрят телевизор – 46 %, прослушивают му- зыку – 43 %, с «помощью алкоголя» – 19 %, «заедают» – 16 %, принимают медикамен- ты – 15 %, занимаются спортом – 12 %, медитируют 2 % [7]. Согласно исследованиям Нечипуренко А. А. (2015 г.), 100 % обследуемых уча- щихся испытывают стресс во время обучения в школе. Основными факторами «школь- ного» стресса являются: объемы учебной нагрузки, ЕГЭ (у 75 % учащихся), межлично- стные отношения с учителями и одноклассниками (48 % опрошенных) [5]. Под влиянием стрессовых факторов существенно изменяются различные функ- циональные показатели организма человека, в том числе, и показатели умственной ра- ботоспособности (УР). В нашем исследовании решались следующие задачи : изучить распределение уровня стресса у школьников; определить показатели УР учащихся; выявить возмож- ную взаимосвязь стресса и УР в обследованной группе учеников. Объектом исследования явились учащиеся 6–7 классов ЦО № 16, МБОУ СОШ № 54, ЦО № 42, МБОУ СОШ №14 в возрасте от 11 до 14 лет города Тулы. Среди обще- го количества исследуемых школьников девочки составили 121 человек, мальчики – 81 человек. Исследование проходило на 3–4 уроках – биологии, химии и географии по вторникам и средам. Работа выполнялась на протяжении 3 лет на базе факультета естественных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Для решения поставленных в исследовании задач мы использовали следующие методы: метод корректурных проб с таблицами Анфимова и кольцами Ландольта [7] и метод определения уровня стресса – «Шкала психологического стресса PSM-25» [2]. Статистическую обработку полученных данных проводили в программе SigmaPlot 13.0 ( SystatSoftwore, Inc, 2014 ). Для оценки степени взаимосвязи анализируе- мых параметров использовали коэффициент корреляции Пирсона. Различия считали статистически значимыми при p < 0,05. Определяли ряд параметров описательной ста- тистики (среднее значение - α и стандартное отклонение - σ ). Кроме того, в рамках ста- тистической обработки полученных данных был проведен однофакторный дисперси- онный анализ (ANOVA). В результате проведенных исследований по шкале PSM-25 мы установили, что доминирующим является низкий уровень стресса у обследованных школьников - НУС. На рисунке 1 представлены данные результаты: школьники с НУС составили 44 % (90 человек), чуть меньшую группу составили школьники со средним уровнем стресса (СУС) – 35 % (70 человек), и высокий уровень стресса (ВУС) был отмечен у 21 % детей (42 человека). Рис. 1. Распределение школьников по уровню стресса
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=