СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

291 Следует отметить, что проблема психологического здоровья всегда была предме- том особого внимания специалистов. У истоков изучения психологического здоровья стоял выдающийся отечественный физиолог, невропатолог, психиатр, психолог и пе- дагог конца XIX начала XX в.в. В. М. Бехтерев. Применение им комплексного подхода в рассмотрении проблем психического здоровья позволило представить процесс разви- тия личности и условий сохранения психического и психологического здоровья чело- века и значения здорового образа жизни для его сохранения. Значительный вклад изучение проблемы здоровьесбережения внесли наши современники: Б. С. Братусь, В. А. Ананьев, Г. С. Никифоров, И. В. Дубровина, О. В. Хухлаева. Благодаря их иссле- дованиям сформировался обобщенный образ психологического здоровья как «состоя- ния субъективного, внутреннего благополучия, обеспечивающего оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях взаимодействия личности с окружающи- ми объективными условиями, другими людьми и позволяющего ей свободно актуали- зировать свои индивидуальные возможности» [11, 12, 13]. Сущность психологического здоровья заключается в осознании и активном при- нятии человеком особенностей своей психики, личности, индивидуальности, в ориен- тации своего поведения и отношений не на извне задаваемые нормы, а на личностно осознаваемые принятые и выработанные им ориентиры. Особенность психологическо- го здоровья выражается в противоречивой мерцательной природе Здоровье и не- здоровье соприсутствуют в виде противоборствующих тенденций и смысловых содер- жаний, каждое из которых может преобладать в отдельные моменты жизни. Сущность психологического здоровья проявляется в отношении человека к дру- гому как к ценности, в полицентризме, в способности к самоотдаче и любви, в свобод- ном волепроявлении, самопроектировании своего будущего, в преодолении внешних неблагоприятных обстоятельств жизни, наличии потребности в позитивной свободе, в вере в свои возможности, ответственности перед настоящим, прошлым и будущим, в стремлении к обретению общего смысла жизни [1, 8, 9, 11, 12, 13]. В конце прошлого века наметилась тенденция сближения психологии здоровья и педагогики в отношении эффективного решения проблемы обеспечения психологи- ческого здоровья детей и учащейся молодежи. В результате появилась новая область научного знания – валеология. Последняя характеризуется целостным подходом к ре- шению проблемы здоровья человека, выявлению причин и механизмов его формирова- ния и сохранения (Г. Л. Апанасенко, И. И. Брехман, Э. М. Казин, В. П. Казначеев, Г. А. Кураев, А. А. Разумов и др.) [2, 3, 4, 5, 7]. Важное значение в профилактике психологического здоровья придается просве- щению в области здоровьесбережения как условию формирования у молодого человека индивидуального способа здорового образа жизни (И. И. Брехман). Это способствовало выделению особого направления педагогики, которое получило название педагогиче- ская валеология [7]. Педагогическая валеология рассматривает здоровье не как сиюминутное "состоя- ние благополучия", что характерно для медицины, а как вектор полноценного и неос- ложненного развития человека. Введению научных сведений о здоровье в систему профессиональных педагогических знаний будущего педагога и психолога способству- ет ценностное отношение студентов к здоровью, его целостности, осознание зависимо- сти состояния здоровья от многих факторов, основным из которых является образ жиз- ни (В. И. Бондин, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, М. Г. Колесников, В. П. Петленко, Н. К. Смирнов, Л. Г. Татарников, Л. Ф. Трохимчук и др.) [6]. Однако, недооценка возможностей валеологического просвещения в решении проблем здоровьесбережения студенческой молодежи, недостаточное количество публикаций и ме- тодических разработок на эту тему, не позволяет в полной мере применять валеологические знания в профилактике психологического здоровья студентов педагогического вуза.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=