СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

29 В. В. Донскова старший преподаватель кафедры физического воспитания Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина donskovavv77@mail.ru ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Динамика социальных изменений требует от человека быстрой психологической адаптации, реагирования на технологические, трудовые и информационные процессы. Дабы сформировать у студентов необходимые качества для обыденной жизни и функ- ционирования в рамках трудовой деятельности, современная система образования должна сформировать у индивида необходимые качества и навыки, дающие ему воз- можность быстро реагировать на вызовы, обусловленные темпом жизни. Целью данной статьи является рассмотрение вопросов динамики умственной и физической работоспособности при обучении студента в вузе как фактор влияния на дальнейшее развитие и функционирование индивида в социуме. Работоспособность индивида – это способность человека к выполнению различ- ных задач, ограниченных во времени и обусловленных социальной обстановкой, сло- жившейся вокруг него (работа, учеба, бытовые вопросы жизнедеятельности). Главными составляющими умственной работоспособности являются знания, умения и навыки, а так же психические и физические особенности каждого конкретного человека. В ходе учебной деятельности умственная и физическая работоспособность пре- терпевает изменения на протяжении дня, недели, учебного семестра и учебного года. Началу учебного дня студента сопутствует адаптация к конкретной обстановке, настройка умственной деятельности на решение учебных задач. Данный период характеризуется постепенным повышением работоспособности обусловленный мотивацией и продолжается от 1,5 до 4 часов. После этого наблюдается снижение работоспособности на фоне утомления и ус- талости. Аналогичные изменения мы можем проследить и в более длительных периодах времени (неделя, семестр). Так, в рамках недели, адаптация происходит в понедельник, затем наблюдается пик умственной и физической активности во вторник и среду, общее снижение работо- способности к концу недели. Учебный семестр несколько выделяется из общей закономерности, так как имеет два пика умственной работоспособности. Обусловлено это тем, что помимо самого процесса обучения в течении семестра, в конце семестра студенту необходимо аттестоваться. Таким образом, 1–3 неделя представляет собой период адаптации, 2–3 месяц при- ходится на пик работоспособности, 4 месяц характерен снижением умственной актив- ности, что резко сменяется пиком физической и умственной работоспособности в кон- це семестра в ходе сдачи зачетов и экзаменов. Анализируя динамику работоспособности студента в течение рабочего дня, неде- ли, семестра, учебного года, можно сделать следующие выводы: 1. В течение рабочего дня. На первой и второй паре отмечается пик умственной и физической активности, что наиболее благоприятно для решения сложных задач, тре- бующих усилий в восприятии. Затем необходимо разгрузить умственное и физическое напряжение легкими физическими упражнениями. После окончания учебных занятий организму требуется отдых. После чего можно приступить к выполнению домашних заданий.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=