СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

264 ская, А. А. Карсакова, М. В. Журавлева // Фундаментальные исследования.– № 11.– 2014.– С. 1090–1093. 7. Shaffer F and Ginsberg JP (2017) An Overview of Heart Rate Variability Metrics and Norms. Front. Public Health 5:258. doi: 10.3389/fpubh.2017.00258. А. В. Лысенко доктор биологических наук, профессор ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (Ростов-на-Дону, Россия) Е. С. Снегирева студент Академия физической культуры и спорта ЮФУ (Ростов-на-Дону, Россия) АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Особенностью ХХI века по сравнению с предыдущим 100-летним периодом явля- ется замедление темпа физического и психического развития детей (так называемая де- целерация), одним из проявлений которой является ряд нарушений речи и задержки психо-речевого развития различного генеза. Среди основных причин ухудшения пока- зателей здоровья и нервнопсихического развития детей за последние 20 лет многие ис- следователи называют резкое повышение уровня информатизации общества и интен- сификацию процесса обучения [1–4]. На наш взгляд, игнорирование данного феномена может породить серьезные проблемы как в области обучения и воспитания подрас- тающего поколения, так и в социально-экономическом благополучии страны и мира в целом. Анализ литературных данных и результаты собственных исследований свиде- тельствуют о том, что форсирование интеллектуального взросления детей дошкольного возраста с помощью популярных методик раннего развития в условиях перехода чело- вечества к обществу с глобальной информатизацией, цифровизацией, роботизацией и внедрением искусственного интеллекта во все сферы жизни не только не обеспечива- ет преимуществ в жесткой конкурентной борьбе на рынке труда, но и оказывает дест- руктивное влияние на физическое здоровье, психическое и социальное благополучие, тем самым усиливая риск развития ускоренного старения [5–8]. Следовательно, про- блема поиска эффективных методов профилактики и коррекции нарушений психо- речевого развития детей является весьма актуальной для специалистов в области педа- гогики, психологии и медицины. При решении указанной проблемы мы видим опреде- ленное противоречие, заключающееся в недостаточном внимании, уделяемом развитию двигательной активности детей-логопатов, хотя речь и моторные функции человека возникают и развиваются в тесном взаимодействии [1]. Целью данной работы было ис- следование перспектив использования средств и методов адаптивной физической куль- туры в сочетании с элементами лингвистических технологий для профилактики и кор- рекции нарушений речи у детей разного возраста. Для достижения цели были проанализированы преимущества и недостатки существующих методик занятий физи- ческой культурой, направленных на коррекцию состояния детей с общим недоразвити- ем речи, в результате чего был сделан вывод о необходимости разработки специальных комплексов адаптивной физической культуры для каждого нарушения речи с учетом возрастных особенностей. Кроме того, в собственном педагогическом исследовании предпринята попытка совместить использование средств и методов адаптивной физи- ческой культуры с элементами здоровьесберегающих технологий нейропсихологиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=