СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
263 внимание. Среднее количество колебаний внимания непроизвольно среди студентов составляет 10–11, что соответствует очень устойчивому уровню. В этом случае нет достоверных различий в показателях устойчивости внимания между эксперименталь- ными группами. Волевой контроль позволяет статистически значимо повысить устой- чивость внимания примерно на 50 % в обеих группах. Память определяют как способность системы к восприятию, хранению и воспро- изведению информации. Одной из важных характеристик памяти является ее объем. В нашей работе был определен объем воспроизведения слов и зрительных образов. Студенты обеих групп показывают больший объем воспроизведения зрительных образов (в среднем, 70 %); меньше воспроизводят слов (в среднем, 60 %). При этом объем кратковременной памяти на изображения предметов статистически значимо не различается, а объем воспроизведения слов достоверно выше у студентов ФЕН (при- мерно на 10%). Принято считать, что очень высоким считается объем, если воспроиз- водится 90–100 % информации, высокий объем – 80–90 %, средний – 70–80, низкий – 50–70 %, очень низкий – 30–50 %. Большая часть студентов обеих групп имеют сред- ний и низкий объем воспроизведения слов (по 90 %). Но на ФЕН 5 % студентов пока- зывают очень высокий объем воспроизведения, а на ФФК таких студентов нет. Таким образом, большая часть показателей ВСР студентов экспериментальных групп находится в пределах нормы, что указывает на удовлетворительную адаптацию к стрессовым воздействиям среды и отсутствие повышенного функционального на- пряжения адаптационных механизмов. В группе студентов с высоким уровнем физиче- ской подготовленности отмечаются достоверно более высокие значения RR-интервала и моды, что отражает повышенный тонус парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Значения вегетативного показателя ритма, индекса напряжения, ин- декса ваго-симпатического взаимодействия, относительной мощности VLF- диапазона достоверно больше у студентов с невысоким уровнем физической активности, что ука- зывает на более повышенную активность симпатического отдела вегетативной нервной системы и высокий уровень психоэмоционального напряжения. По нашему мнению, преобладающий симпатический тонус может определять более высокие показатели из- бирательности внимания и объема кратковременной памяти на слова у студентов с не- высоким уровнем физической активности. Литература 1. Агаджанян, Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева.– Изд-во РУДН, 2006. 2. Андроникова, Е. А. Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Ру- ководство для практических психологов / Е. А. Андронникова, Е. В. Заика.– Харьков, 2011. 3. Баевский, P. M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / P. M. Баевский, О. И. Кириллов, С. З. Клецкин.– М.,1984. 4. Баевский, Р. М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем / Р. М. Баевский // Вестн. аритмологии.– 2001.– № 24.– С. 65–87. 5. Литвин, Ф. Б. Вариабельность сердечного ритма у студентов с разной двига- тельной активностью / Ф. Б. Литвин, А. М. Цыгановский, Л. Н. Забелина, С. Н. Сбитный, Н. Г. Калленикова, Т. И. Станишевская // Уч. записки университета имени П. Ф. Лесгафта.– 2015.– № 7.– С. 123–129. 6. Хренкова, В. В. Вариационная кардиоинтервалометрия как метод экспресс- оценки функционального состояния студентов с разным уровнем двигательной актив- ности // В. В. Хренкова, Л. В. Абакумова, А. В. Лысенко, В. М. Баршай, А. А. Рогин-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=