СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
262 • I группа: студенты ФЕН со средним уровнем физической активности (20 человек); • II группа: студенты ФФК с высоким уровнем физической активности (20 человек). Для оценки показателей ВСР был использован метод вариационной пульсометрии по критериям Р. М. Баевского на основе регистрации электрокардиограммы [3, 4]. ЭКГ регистрировали во втором стандартном отведении с помощью компьютерного электро- кардиографа «ВНС-Микро». Почти все статистические и индексные показатели ВСР студентов обеих экспери- ментальных групп соответствуют норме. Но некоторые из них указывают на различия в функциональном состоянии студентов с разным уровнем физической активности. Так, длительность RR-интервала и значение моды выше в группе студентов ФФК по сравнению со студентами ФЕН на 14 % и 23 % соответственно. У студентов ФФК на 15 % выше значение амплитуды моды. У студентов ФЕН индекс напряжения больше, чем у студентов ФФК. Но в то же время его значение на 30–35 % меньше нижней гра- ницы нормы у студентов обеих групп. Это может указывать на значительную актива- цию парасимпатики и включение стресс-лимитирующих факторов в процессы адапта- ции у студентов 1 курса. Полученные данные указывают на повышенный тонус парасимпатического отде- ла вегетативной нервной системы, высокую активность подкорковых структур, регули- рующих сердечный ритм у студентов ФФК. Студенты ФЕН характеризуются более вы- соким симпатическим тонусом и уровнем централизации в регуляции сердечно- сосудистой системы. Для достижения оптимального режима функционирования орга- низма этой группе требуется более высокий уровень напряжения регуляторных систем. Анализ спектральных показателей ВСР позволил получить следующие результаты. Абсолютная мощность в HF диапазоне у студентов ФЕН ниже, чем у студентов ФФК, что отражает преобладание парасимпатики в регуляции сердечного ритма. Мощность низко- частотных колебаний (LF) отражает активность системы регуляции сосудистого тонуса и практически не отличается в обеих экспериментальных группах. Абсолютная мощность VLF- диапазона в группе студентов факультета естественных наук на 11 % выше, чем в другой экспериментальной группе. При этом у студентов ФЕН значение этого параметра выше нормы. Это указывает на более высокий уровень психоэмоционального напряжения у студентов ФЕН. Значение индекса ваго-симпатического взаимодействия (соотношение LF/HF) у студентов ФЕН находится в пределах нормы, а у студентов второй группы – ни- же нормы, что свидетельствует о невысокой активности симпатического отдела вегетатив- ной нервной системы у студентов с высоким уровнем физической активности. Студенты экспериментальных групп различаются и по психическим показателям функционального состояния. При изучении избирательности внимания с использованием методики Мюнстер- берга было показано, что студенты исследуемых групп достоверно отличаются как по количеству правильно выделенных слов, так и по времени выполнения задания. При этом больше времени на выполнение теста потратили студенты ФЕН (примерно на 30 %). Но они обнаружили статистически достоверно большее количество слов. Уро- вень внимания, определяемый на основе этих данных, также оказывается выше у сту- дентов ФЕН (на 17 %). Необходимо отметить, что у большинства студентов (93 %), принявших участие в эксперименте, уровень избирательности внимания оказался средним и низким. Низ- кий уровень избирательности внимания отмечается у 70 % студентов ФЕН и 80 % сту- дентов ФФК. Средний уровень избирательности внимания отмечается у 15 % студентов ФЕН и 20 % студентов ФФК. Высокий уровень избирательности внимания был выяв- лен только у 15 % студентов ФЕН. Устойчивость внимания в нашей работе определялась по величине колебаний. При этом, чем больше количество колебаний за единицу времени, тем менее устойчиво
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=