СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

253 ние права в интерпретации Ф.Ницше как произвольное волеизъявление субъекта, кото- рый претендует на объективность, создавая законы для оправдания своих преступных действий: «Он оправдывает себя перед полагаемыми им же самим притязаниями на справедливость» [6, c.198]. Хотя работа «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценно- стей» стала началом аксиологии и первой попыткой рассмотрения ценностей здорового образа жизни в условиях кризиса европейской культуры, идеи Ф. Ницше привели к аб- солютизации натуралистического подхода в политике. По его мнению, более сильный лидер имеет право вершить судьбы «человеческого стада», так как «пастух» ведет его к истине: «Критерий истины лежит в повышении чувства могущества» [5, c. 250]. По- добная установка опасна – она в корне противоречит базисным ценностям гражданско- го общества, оправдывает тоталитаризм. Ф. Ницше обосновал нравственный идеал сверхчеловека как успешного вожака, способного преодолеть общечеловеческие моральные нормы. Он утверждает: «Вера в тело фундаментальнее веры в душу: последняя возникла из ненаучных наблюдений над агонией тела» [5, c. 228]. Ф.Ницше полагает, что тело допускает более отчетливое наблюдение, и потому он убежден: «Вера в тело лучше обоснована, чем вера в дух» [5, c.249]. Такая нигилистическая позиция - протест против всей духовной культуры. Она опровергает рационализм – сложившиеся в его русле традиционные нравст- венные и правовые ценности гражданского общества оказались поставлены под сомне- ние сторонниками иррационализма. Это следствие парадоксальной логики социального натурализма, в русле которого возникла и получила развитие классическая концепция гражданского общества. Обострившийся в прошлом веке кризис буржуазной культуры породил сущест- венную переоценку ценностей здорового образа жизни, сложившихся в гражданском обществе, которую пророчески предсказал Ф.Ницше, и вызвал протест против рацио- налистической трактовки человека разумного, способного на добровольное самоогра- ничение ради высших целей. Критерий добродетели, предложенный Аристотелем, ут- верждавшим меру как середину между крайностями, оказался в прошлом. Чрезмерное потребление как феномен рыночного общества, стимулированное массовой культурой ХХ века, победило аскетизм, который М. Шелер назвал важнейшей антропологической характеристикой. Ф.Ницше призывал к обретению душевного здоровья через пробуж- дение истинной - животной природы человека, превращения христианина, которого он называет «больное животное» в сильного зверя, склонного к естественным способам освобождения страстей. Постановка проблемы переоценки ценностей как начала пути к здоровому образу жизни привела Ф. Ницше к реабилитации инстинктивных, по сути физиологических потребностей человека, которые у большинства людей превалируют над духовными запросами. Вряд ли подобные установки можно назвать основами здо- рового образа жизни – скорее, они могут привести человечество к такой социальной болезни как потребительство и истощению природных ресурсов. Причины кризиса за- падной культуры Ф. Ницше видел в искажении ценностных ориентаций, но не смог по- казать пути их восстановления. Провозгласивший сверхчеловека как творца своих соб- ственных ценностей, бросившего вызов гражданскому обществу, традиционным нормам морали и права, он создал модель нравственного идеала, ставшую соблазном для сторонников протеста. Противопоставление сверхчеловека и обычного человека как символов силы и слабости используется для манипулирования массовым сознанием ради политиче- ских и коммерческих целей. Как правило, происходит абсолютизация либо духовной, либо телесной стороны человека бунтующего. Физическая культура направлена не только на телесное, но и на духовное начало человека, их гармонизацию, рост энергии, самоутверждение личности и раскрытие ее продуктивных жизненных сил в условиях гражданского общества.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=