СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

250 взаимоотношений. Физическая культура, как и другие формы культуры, есть своеоб- разный символический код – базисная программа, обеспечивающая благополучное су- ществование человека, его включенность в природные циклы, подчиненные наличной системе общественных отношений и законам государства. Данный подход заложен Аристотелем, чьи оценки общественной жизни основаны на социальном натурализме – именно в природном предназначении он усматривал начало всех компонентов челове- ческого общения (культуры) – нравственности, искусства, политики – то есть государ- ства. Он убежден, что «…государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе есть существо политическое, а тот, кто в силу своей приро- ды, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразви- тое в нравственном отношении существо, либо сверхчеловек» [2, c. 378].Таким обра- зом, получается, что физическая культура как социальное явление всегда имеет определенные параметры, заданные нормами морали, права и способом политической организации данного типа общества – то есть характером власти. Вряд ли можно гово- рить о физической культуре первобытного общества – там существовал культ нагляд- ной физической силы, подобно иерархии животных сообществ, которыми управляет инстинкт, и где господствуют сильнейшие. Физическая культура всегда предусматривает определенного субъекта – личность, социальную группу, народ или государство, ценности которого выражены в стандартах здорового образа жизни. Они определены эталонами внешнего вида, гармоничного раз- вития, состояния здоровья – тела и духа – данного субъекта, его жизнеспособности и силы, которую представители социального натурализма называют по-разному. Т. Гоббс использует понятие могущество как «наличные средства человека достигнуть в будущем некоего видного блага», причем подразделяет его формы на природные и инструментальные [1, c. 63]. Показательно, что к природному могуществу он относит не только физические и умственные, но и нравственные качества, обеспечивающие превосходство субъекта, – благоразумие, щедрость, благородство. Другие – инструмен- тальные или социальные формы могущества человека приобретаются посредством фи- зической силы, красоты, ловкости, красноречия и вышеупомянутых качеств. Т. Гоббс как вторичные средства достижения господства одного субъекта над другими называет друзей, богатство, репутацию – следствие общественных отношений между людьми и их отражения в массовом сознании. Он пишет: «Природа могущества… похожа на молву, которая растет по мере своего распространения, или подобна движению тяже- лых тел, которые, чем дальше движутся, тем больше увеличивают свою скорость» [1, c. 63]. Эта аналогия показывает сущность социального натурализма – экстраполяцию наглядно представленных физических свойств субъекта на его идеальные качества, ко- торыми его наделяет общественное мнение. Образ лидера обычно получает статус фи- зически привлекательного человека, сильного и здорового. Нередко он становится эта- лоном красоты и примером здорового образа жизни. Эти черты воспринимается подчиненными как дополнительные факторы его могущества, то есть права на власть над ними. Неоспорима заслуга Т. Гоббса в том, что он впервые показал в контексте со- циально-натуралистического подхода взаимообусловленность физической, нравствен- ной и политической культуры. Он раскрывает переход физических оснований власти данного субъекта в социальные условия: «Наибольшим человеческим могуществом яв- ляется то, которое составлено из сил большинства людей, объединенных соглашением, и перенесено на одну личность, физическую или гражданскую, пользующуюся всеми этими силами или по собственной воле, каково, например, могущество государства, или в зависимости от воли каждого в отдельности, каково могущество партии или лиги различных партий» [1, c. 63 ]. Кредо социального натурализма Т. Гоббса – аналогия че- ловека и государства как особого социального организма, здорового или находящегося в состоянии болезни. Он прямо называет коррупционные финансовые схемы, создан-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=