СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
25 щихся в группе; личная ответственность каждого ученика за личные успехи и успехи всей группы; приоритет общей оценка работы всей группы. При обучении в сотрудничестве, как уже отмечалось, особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы. Подчеркивается, что этого можно достичь за счет самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над вопросом, темой, подлежащим изу- чению. Поэтому задача каждого школьника состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член команды овла- дел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся ко- манда знала, чего достиг каждый учащийся. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. На физкультурных занятиях умение выстраивать конструктивно-социальные взаимодействия, приобретенные в процессе сотрудничества постепенно преобразуется в качество личности. Организованные занятия по физической культуре и спорту тради- ционно считаются благоприятной средой для личностного роста и социализации детей [ 2 ] . Значение занятий физической культурой и спортом и характер их влияния на лич- ность ребенка определяется, прежде всего, наличием интереса к данному виду деятель- ности; ее эмоциональностью и игровой (соревновательной) направленностью; лично- стью и профессиональными качествами учителя, тренера, педагога; коллективной организацией взаимодействий, характером отношений в классе или спортивной группе; педагогическими методами и подходами, применяемыми на занятиях. Показано, что включение учащихся в ситуации активного взаимодействия является одним из условий социального ориентированияшкольников в процессе физического воспитания [ 1, 3 ] . Ряд ученых, например, А. Е. Митин, относят продуктивное взаимодействие с обу- чающимися к гуманитарным технологиям в физической культуре [ 4 ] . При этом акту- альным становится использование ресурсов, связанных с гуманитарными знаниями о личности (мотивы, потребности, интересы). Центральное место в формировании умений сотрудничать на уроках физической культуры занимает общение. Педагогическое общение является для учителя физиче- ской культуры профессиональным инструментом в ходе которого реализуются опреде- лённые педагогические функции. Они направлены, в первую очередь, на создание ком- фортного психологического климата и на психологическую оптимизацию учебной деятельности посредством улучшения отношений между учителем (тренером) и обу- чающимися внутри коллектива или группы, с другой стороны. При этом, педагогическое общение на уроках физической культуры ориентирова- но не только на само взаимодействие в целях личностного развития обучающихся, но и организацию освоения теоретических и практических знаний, а с 2011 года – универ- сальных учебных действий. Можно утверждать, что педагогическое общение является формой учебного взаимодей- ствия, своеобразного сотрудничества учителя и учащихся. Причем такое взаимодействие должно быть социально и личностно ориентированным взаимодействие, в результате которо- го решаются основные его функции: коммуникативные, перцептивные и интерактивные. Учитель физической культуры, работая с одним обучающимся над освоением какого- либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и соответственно, работая с всем классом, т. е. фронтально, воздействует на каждого учащегося. Поэтому можно утверждать, что своеобразие педагогического общения во всей совокупности, присущих ему характеристик, выражается в целостном сочетании элементов социально- ориентированного, личностно-ориентированного и предметно-ориентированного общения. Из этого следует, что педагогическое общение, в которое включены все перечисленные выше элементы, приобретает принципиально новое качество.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=