СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
248 Т. А. Есина кандидат философских наук, доцент ФГБОУ ВО «ТулГУ» (Тула, Россия) ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ Совершенствование общественной жизни России сегодня ставит на повестку дня ряд насущных задач, центральное место среди которых занимает повышение качества жизни людей и рост ее продолжительности, укрепление здоровья россиян и сокраще- ние их смертности. Важную роль здесь играет государственная стратегия, направлен- ная на совершенствование системы здравоохранения, физическое воспитание людей, пропаганду здорового образа жизни и массового спорта. Социально-демографическая политика государства представляет собой скоординированную систему действий, наце- ленных на преодоление кризисных процессов во всех областях социальной реальности – хозяйственно-экономической, политической и культурной. Гражданское общество предполагает устойчивое состояние саморегуляции, поддержание гармонии между со- циальными группами как его субъектами, возникающей в результате нормального функционирования его отдельных элементов через разрешение противоречий между ними. Регулирование отношений между людьми ради обеспечения мира – начало граж- данского общества, как полагал Т. Гоббс, утверждая: «При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война каждого против всех» [1, с. 95]. В эпоху глобализации кризис культуры приобретает все более широкие масштабы. Усиление борьбы за тер- ритории и ресурсы подрывает основы правопорядка, нравственного, психического и физического здоровья человечества. Подобная ситуация ведет к конфликтам и вой- нам, которые Т. Гоббс удачно определил: « гражданский мир – здоровье; смута – бо- лезнь, и гражданская война – смерть »[1, с. 6]. Распространение на общественные от- ношения физиологических характеристик, типичная для социального натурализма аналогия, наглядно демонстрирует значение для человечества природных, физических и телесных факторов. В ХХI веке становится все более очевидным противоестествен- ный характер воздействия человека на среду обитания, условия жизни и сосстояние собственного тела. Созданные человеком продукты цивилизации могут становиться деструктивны- ми средствами агрессии, когда не способствуют возрастанию общего блага, а исполь- зуются для борьбы с конкурентами, защиты групповых интересов и тем самым вызы- вают негативные социальные последствия. Дисгармония существования человека проявляется в парадоксах его поведения, которое становится противоестественным, разрушает его здоровье и жизнь. Проти- вопоставление духовной и телесной сторон жизни индивида распространяется и на его социальное окружение, разлагает порядок социума. Эту проблему, сформулиро- ванную в дискурсе философии экзистенциализма, его основоположник С. Къеркегор определил как «болезнь к смерти». Он стал жертвой собственных идейных заблужде- ний, приведших к печальному финалу – утрата смысла жизни заставила его покон- чить самоубийством. Душевное и физическое здоровье граждан тесно взаимосвязано со здоровьем общества, как утверждал Т. Гоббс. Прогрессивные европейские мысли- тели, начиная с эпохи Просвещения, выделяли как государственную задачу воспита- ние в человеке разумного отношения к своим страстям, контроль его духа (то есть ра- зума и воли) над телом, над своей животной природой. В эпоху античности эту идею сформулировали великие древнегреческие философы – Платон и Аристотель, зало- жившие ее в основу государственной стратегии воспитания нравственных и физиче- ских качеств идеального гражданина. Но она осталась частью не осуществленных со-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=