СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

245 А. А. Бояркина кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «КГТУ» (Калининград, Россия) АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННОСТИ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ ПРИ ДЛИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ С началом нового учебного года режим труда и отдыха студентов претерпевает изменения. Количество времени, проводимое перед экраном монитора, увеличивается в разы, возрастает процент сидячей монотонной умственной нагрузки в режиме рабоче- го дня. Длительный умственный напряженный труд с использованием информацион- ных ресурсов характеризуется повышенной нагрузкой на зрительный анализатор, дли- тельно сохраняемой однообразной статичной позой, приводящей к застою крови в органах малого таза и нижних конечностях, потребностью длительное время сохра- нять высокий уровень работоспособности, оперативного мышления и внимания. Исходя из данных медицинского освидетельствования студентов и врачебных ре- комендаций, наблюдается положительная тенденция перевода ряда обучающихся из IV группы здоровья в III-ю, а, соответственно, студенты, имевшие строгое ограничение к занятиям физической культурой по состоянию здоровья начинают регулярно выпол- нять посильную физическую нагрузку в рамках учебного плана. Тем не менее, ежегод- но около 15 % студентов имеют освобождение от практических занятий по физической культуре. Их физическая нагрузка резко ограничивается наличием медицинских проти- вопоказаний и, фактически, отсутствует. При увеличении гиподинамического состояния, которое характерно для учебной нагрузки, особенно на первых курсах обучения, и отсутствии регулярной физической нагрузки по медицинским показаниям функциональный потенциал кардиореспиратор- ной системы может значительно снижаться. Это создает предпосылки для развития функциональной напряженности в сердечно-сосудистой системе и негативным образом сказывается на качестве учебного процесса. С целью изучения функционального потенциала сосудистого русла у студентов, имеющих различный допуск к занятиям по физической культуре, при длительной ком- пьютерной нагрузке, нами был поставлен констатирующий эксперимент. Исследование было проведено на базе Калининградского государственного технического университе- та. В эксперименте приняли участие 75 студентов различных факультетов 1–3 курсов, из них 40 студентов имели I-ю и II-ю группы здоровья, и, следовательно, получали ре- гулярную физическую нагрузку в рамках учебного плана; 35 студентов относились к IV группе здоровья и принимали участие в судействе соревнований. Методика поведения эксперимента: респондентам было предложено производить машинописную работу в течение 1 часа с периодическим измерением уровня артери- ального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС). Показатели снимались перед началом эксперимента, через 15 минутные интервалы в течение эксперимента и по окончании исследования. На основании полученных данных нами был рассчитан индекс недостаточности кровообращения (ИНК). Длительно сохраняемое сидячее положение приводит к сдавлению кровеносных сосудов, снижению качества кровотока в нижних конечностях и застою крови в веноз- ной системе. Напряженная умственная нагрузка приводит к уменьшению просвета со- судов, повышению тонуса сосудистого русла. При отсутствии регулярной физической нагрузки, способствующей повышению тонуса венозной стенки, в системе сосудистого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=