СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

240 В зависимости от этапа работы структура занятия трансформируется, но при этом остается неизменным базисные основы. Темы логоритмических занятий соотносятся с лексическими темами календарно-тематической программы, а также определяются исходя из индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с нарушениями речи. Структура логоритмического занятия делится на несколько блоков. Вводная часть занятия включает объявление темы, разминку, артикуляционную и мимическую гимна- стика. Разминка помогает размять мышцы, связки и суставы, подготовить организм к дальнейшей нагрузке. Мимическая гимнастика нормализует тонус лицевых мышц, формирует эмоциональный интеллект ребенка, умение распознавать чувства и эмоции. Артикуляционная гимнастика – основа для формирования звуков речи и коррекции их нарушений. На логоритмических занятиях артикуляционная гимнастика может сопро- вождаться стихами или игровым дидактическим материалом. Следующая часть логоритмического занятия – основная. Данная часть посвящена работе над дыханием и тонусом мышц, развитию общей и мелкой моторики. Работа над дыханием включает в себя формирование воздушной струи, равно- мерный продолжительный выдох и конечно диафрагмальное дыхание. Для реализации этих задач в логоритмике используются эмоцианально-выразительные песни с простым текстом и небольшими фразами, а также логопедические упражнения, дыхательные гимнастики. В работе над мышечным тонусом используются задания на расслабление и на- пряжение разных групп общей и мелкой мускулаткры. Отдельным направлением явля- ется развитие общей и мелкой моторики, координации движений. Особенно эффектив- ными методами воздействия в данном контексте можно назвать пальчиковую гимнастику, подвижные игры, игры-соревнования. Именно на этом этапе занятия проводится логопедическая работа над голосом, его высотой и силой, просодическими компонентами речи, такими как темп, ритм, ин- тонация. Развитие голоса предполагает работу над высотой (повышение или понижение тона); силой (произнесение звуков громко, тихо, нормально); тембром (голос может быть глухим или звонким или писклявым и т.п.); темпом (скорость речи); ритмом (вос- приятием и воспроизведением); интонацией (смысловое отношение к высказываемо- му). Использование паралингвистических средств в рамках занятий логопедической ритмикой формирует у ребенка навыки голосоподачи и рационального голосоведения. Не остаются без внимания логоритмиста и высшие психические функции. Двига- тельные упражнения позволяют развивать память, внимание, восприятие пространства, умения ориентироваться в нем. Дети с речевыми нарушениями часто имеют проблемы в формировании зрительного, слухового, моторного внимания и памяти. Для исправления этих недостатков подбираются специальные упражнения на умение сосредотачиваться, переключаться с одного действия на другое. Формирование пространственных представ- лений происходит при обучении навыкам ориентировки в схеме тела человека, животного, ориентировке в окружающем пространстве и пространстве между предметами. Совершенствование лексического словаря, грамматического строя, связной речи проводится в единстве движения и слова. Для формирования грамматического строя речи используются подвижные и певческие игры, музыкальные задания, которые вы- зывают интерес у детей, что влияет на лучшее усвоение материала. Развитие связной речи предполагает речедвигательные упражнения, включающие в себя стихи с движениями, пальчиковые гимнастики, придумывание музыкальных ска- зок, сказок-шумелок. Заключительная часть занятия – рефлексия, расслабление. Для получения обрат- ной связи логоритмист проводит беседу по пройденному материалу. С целью расслаб- ления и нормализации дыхания в конце занятия применяются приемы аутотренинга, самомассажа, су-джок терапии, релаксационные упражнения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=