СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

230 Результаты исследования и их обсуждение. Приведенные усредненные значе- ния (табл.) уровня стрессоустойчивости спортсменов до и после эксперимента, позво- лили нам характеризовать психическое состояние тяжелоатлетов, которая тесно взаи- мосвязана и их системой подготовки. В экспериментальной группе (ЭГ) уровень стрессоустойчивости до эксперимента составил 46,3±2,59 балла, что является показате- лем ниже среднего, а после эксперимента уровень стрессоустойчивости составил 30,7±2,92 балла, что равен показателю выше среднего. Разница показателей ЭГ до экс- перимента и после составляет 15,6 балла (-33,69%). Полученные данные указывают на значительное повышение уровня стрессоустойчивости в результате проведенного экс- перимента. Таблица Результаты психологического тестирования квалифицированных тяжелоатлетов определяющих уровень стрессоустойчивости Этапы исследования КГ ЭГ До эксперимента, 44,8±2,27 46,3±2,59 После эксперимента, 42,8±2,27 30,7±2,92 Достоверность различий, p ≥0.01 ≤0.01 Соотношение, % -4,46 -33,7 Достоверность полученных данных с помощью расчета Т – критерия Стьюдента (p≤0.01), позволяют говорит о том что данные достоверные и применяемые методы формирования стрессоустойчивости значительно влияют на прирост в показателях уровня психического состояние. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что аутогенная тренировка как метод формирования стрессоустойчивости в тренировочной процессе, оказывает поло- жительное влияние на результативность соревновательной деятельности спортсменов. Они выступают более успешно, у них повышается процент реализации попыток, отсут- ствую нулевые оценки, спортсмены выходят на помост более уверенные и собранные Заключение В результате проведенного исследования определены основные факторы стресса и формирования стрессоустойчивости у спортсменов занимающихся тяжелой атлети- кой. Они заключались в следующем: • сочетание силовых и координационных нагрузок; • однообразность элементов упражнений; • невозможность контроля своей спортивной деятельности (выполнение упражне- ний по сигналу); • необходимость сосредоточиться на кратковременном физическом усилии, ожи- дание сигнала к данному усилию; • ограниченное число попыток упражнения и демонстрации своих результатов; • необходимость контроля эмоций и переключения от неудачных попыток в сери- ях упражнений; • взаимосвязь элементов и фаз тяжелоатлетических упражнений. Таким образом, психологические особенности тяжелой атлетики, как вида спорта обусловлены, главным образом, сочетанием в ней силовых и координационных нагру- зок, а также, спецификой выполнения упражнений. Процесс формирования стрессоустойчивости спортсменов-тяжелоатлетов в условиях тренировочной деятельности заложен в психологической подготовке спортсмена. Большое внимание уделяется воспитанию способности к преднамеренной регуляции эмоциональ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=