СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
229 Д. Н. Черногоров кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных дисциплин Московский городской педагогический университет (Москва, Россия) Chernogorovdn@mgpu.ru С. И. Устинов аспирант Московский городской педагогический университет (Москва, Россия) РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ Для реализации целей и задач спортивной деятельности всем спортсменам прихо- дится испытывать значительные нагрузки, которые отличаются высокой стрессогенно- стью, и преодолевать обширный спектр стресс-факторов различной природы [1, 3, 4]. Именно вследствие этого, у исследователей и практиков достаточно давно сохраняется исследовательский интерес к отдельным свойствам личности, которые обеспечивают стрессоустойчивость, то есть способность эффективно противодействовать стрессорам в спортивной деятельности [2, 6]. Наличие значительного числа стресс-факторов, большие эмоциональные пере- грузки являются неотъемлемой частью карьеры не только профессионального, но и мо- лодого спортсмена [2, 7]. Стрессоустойчивость тесно взаимосвязана с личностными характеристиками, ко- торые, в свою очередь, обуславливают успешность спортивной деятельности [3, 4]. Та- ким образом, стрессоустойчивость спортсмена также косвенно воздействует на дости- жение спортивных результатов. Через психологические и индивидуальные особенности личности спортсмена, в частности, через стрессоустойчивость можно спрогнозировать его результаты на соревнованиях [2, 5, 8]. Таким образом, исследование стрессоустойчивости спортсмена представляется достаточно актуальным и социально значимым. Цель исследования – выявить ключевые факторы формирования стрессоустой- чивости в процессе тренировочной деятельности спортсменов тяжелоатлетов. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач : 1. Рассмотреть основные факторы стресса и формирования стрессоустойчивости у спортсменов в тяжелой атлетике. 2. Рассмотреть процесс формирования стрессоустойчивости спортсменов- тяжелоатлетов в условиях тренировочной деятельности. Проблемы, связанные с повышением психологической устойчивости и управлени- ем психическим стрессом, что являются на сегодняшний день наиболее актуальными. Организация и методы исследования. На базе СШОР по тяжелой атлетике МГФСО в рамках данной работы было проведено исследование стрессоустойчивости спортсменов 16–18 лет (14 человек) – уровня второго, первого спортивного разряда и кандидатов в мастера спорта. Спортсмены были распределены на две равноценные группы: контрольную и экспериментальную. Исследование проводились на предмет сформированности у них стрессоустойчивости. Для исследования уровня стрессоустойчивости спортсменов был использован «Тест на определение стрессоустойчивости личности» (Н. В. Киршева – Н. В. Рябчикова). Испытуемые должны были ответить на 18 вопросов, которые позволяли определить уровень стрессоустойчивости спортсменов, чем меньше суммарное число набранных баллов, тем выше стрессоустойчивость спортсменов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=