СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

227 Развитие превентивной позиции будущего учителя связано с необходимостью его информирования о сущности, типах, особенностях профессиональных деформаций, о специфике «синдрома эмоционального выгорания». В процессе изучения общей, воз- растной, педагогической и социальной психологии, а также элективных курсов студен- ты рассматривают деформации личности как изменения, нарушающие ее целостность, снижающие эффективность профессионального функционирования. Профессиональные деформации понимаются как негативные изменения основных, инвариантных свойств личности и деятельности учителя. У педагогов физической культуры доминируют общепедагогические деформации: назидательность, завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, догматичность, ригидность, отсутствие гибкости. Анализ основных симптомов деформаций позволяет студентам приблизиться к профессии учителя, не только лучше понять педагогов, ра- ботающих в разных типах образовательных учреждений, но и в большей степени кон- тролировать свое собственное поведение. Знание студентами своих собственных осо- бенностей, своего потенциала, их готовность к самоконтролю и саморегуляции позволяют увидеть уже незначительные проявления деформаций и противостоять их развитию. Профессиональные деформации связаны с тем, что акцент в педагогической дея- тельности учитель делает на наиболее субъективно привлекательных сторонах своей работы. Проблемы, связанные с личной жизнью и отвержением Я, компенсируются за счет выдвижения на первый план профессиональных ценностей. В свою очередь, про- фессиональные неудачи и отвержение профессиональных реалий могут компенсиро- ваться выдвижением на первый план семейных ценностей. Студенты анализируют основные типы коммуникативных деформаций, наблю- даемых в учебном процессе, а также синдром профессионального выгорания. Про- фессиональные деформации связаны с формированием стереотипов: эмоциональных, поведенческих и когнитивных. Студенты не только теоретически рассматривают это явление, но и в процессе пе- дагогической практики проводят наблюдение, анкетирование, тестирование работающих учителей, анализируя и интерпретируя полученные результаты. Тесты на профессио- нальное выгорание, на наличие профессиональных деформаций, проведенные студента- ми в период педагогических практик, показали наличие типичных симптомов у значи- тельной части учителей. Важным направлением превенции профессиональных деформаций является также целенаправленное личностное развитие студента в образовательном процессе педаго- гического университета. Чем выше уровень креативности, мобильности, гибкости учи- теля, тем больше вероятность того, что он сможет избежать в своей профессиональной деятельности педагогических стереотипов и штампов. Особое внимание уделяется раз- витию критического мышления студентов, проектированию ситуаций полемики, диало- га, включению студентов в пространство диспута. Значимую роль в развитии у бакалавров физического воспитания превентивной позиции играет педагогическая практика. Система задач педагогической практики включает также:обогащение, конкретизацию, систематизацию, применение в реальном образовательном процессе профессиональных знаний;формирование элементов меж- дисциплинарного профессионально-педагогического мышления;развитие профессио- нально-личностных качеств (ответственности, самостоятельности, исполнительности, инициативности, креативности, готовности принимать решения в ситуации неопреде- ленности); • становление у студентов установки на предупреждение детских девиаций, конфликтов и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=