СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

226 прогулов уроков, нарушений дисциплины и порядка). Такие аспекты профессиональ- ной деятельности как конфликты учителя с родителями школьников, с коллегами, пре- дупреждение собственных профессионально-личностных деформаций, личностных де- струкций ребенка находятся вне сферы превенции. На наш взгляд, превентивный аспект деятельности учителя должен рассматри- ваться в качестве системообразующего компонента его подготовки. Успех превентив- ной деятельности предполагает интеграцию и соотнесение психолого-педагогических, методических, предметных знаний. Для развития превентивной позиции бакалавра фи- зического образования важна также координация различных учебных дисциплин: «Конфликтология», «Психологические основы делового общения», «Психология», «Пе- дагогика», «Охрана труда в образовательном учреждении», «Право в сфере образования» и другие. Превентивная деятельность бакалавра физической культуры предполагает его готовность к саморегуляции. Важно, чтобы будущие учителя убедились: превентивная деятельность ориенти- рована на работу не только с проблемными детьми, каждый ребенок нуждается в гра- мотной профилактике и поддержке. Превентивная позиция позволяет учителю избежать профессиональных иллюзий и заблуждений. Значимым аспектом превентивной деятельности является предупреж- дение собственных ошибок в профессии, профилактика «эмоционального выгорания». В развитии прогностической культуры будущего бакалавра физической культуры осо- бую роль играют дисциплины по выбору «Психологические основы профессиональ- ной адаптации начинающего учителя» и «Психология делового общения». Эти про- педевтические курсы мы рассматриваем как один из возможных вариантов помощи выпускникам университета при их вхождении в профессиональное сообщество. Выпускнику педагогического университета необходимо действовать в посто- янно изменяющихся условиях, принимать решения и нести ответственность за себя и учеников. В связи с увеличением количества проблем, связанных с регулированием в школах конфликтных ситуаций, школьного насилия, особое внимание было уделено развитию у будущих учителей конфликтологической компетентности. Учитывая изу- ченное в курсах «Социальная психология», «Педагогическая и возрастная психоло- гия», «Конфликтология», мы включили в содержание элективного курса изучение проблемы поведения учителя физической культуры в сложной ситуации. В целях по- лучения каждым студентом субъективного опыта поведения в конфликтных ситуациях на занятиях использовались игровые, проектные и тренинговые технологии. Это дает студентам возможность проанализировать основные подходы к рассмотрению раз- нообразных ситуаций, учесть специфические особенности различных возрастных групп учащихся, собственные возможности, степень владения педагогической тех- никой. Важно, чтобы при решении задач учитель умел ставить точные, конкретные, достижимые цели. Весь материал элективного курса направлен на то, чтобы нау- чить будущих учителей физической культуры целеполаганию, как оперативному, так и тактическому. Наибольшие трудности у учителей физической культуры вызывает подготовка уроков, а также взаимодействие с родителями детей. По данным социологических ис- следований, свыше 70 % выпускников считают себя слабо подготовленными к этому виду взаимодействия. Особенно много проблем во взаимодействии начинающего учителя с семьей возникает в инклюзивных школах, где в едином образовательном пространстве находятся здоровые дети и ученики с особыми образовательными потребностями. Существенное внимание уделялось проблемам предупреждения девиантного по- ведения ребенка на уроках физической культуры, что предполагало не только инфор- мирование студентов о механизме девиаций, но и анализ различных поведенческих мо- делей педагога, провоцирующих или снижающих агрессивность детей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=