СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

225 стей в поведении, состояния их психического и физического здоровья». Для учителя физической культуры важно точно оценить ситуацию неопределенности, чтобы сни- зить возможный риск, как своими действиями, так и бездействием. Педагог должен знать механизм создания доброжелательной и безопасной атмосферы, необходимой для реализации потребностей, интересов, запросов каждого ребенка с учетом состояния его здоровья, особенностей культуры, языка. Успешная превенция учителя физической культуры связана с наличием профес- сионально значимых качеств: толерантности, ответственности, эмоциональной ста- бильности, гибкости, способности к саморегуляции. Этика учителя в аспекте превен- ции ориентирована, не только на изменение обстоятельств педагогического процесса, но и на преобразование своей собственной деятельности. С каждым годом образовательная среда российских школ становится все менее однородной, постоянно растет степень ее гетерогенности: в единое пространство класса вовлекаются не только школьники с проблемами физического и психического здоро- вья, но и дети разных культур и конфессий. В гетерогенной среде возрастает число конфликтов, детских девиаций, угроз: в психологических и социологических исследо- ваниях выявлена значимая корреляция конфликтогенности среды и степени ее неодно- родности. Таким образом, важнейшей доминантой профессиональной деятельности каждого педагога, и, прежде всего, учителя физической культуры, должна стать его превентив- ная позиция, психологическая, аксиологическая и технологическая готовность преду- преждать опасное поведение детей на своих уроках и во внеурочной деятельности. Вместе с тем, выпускники педагогических вузов, в своем значительном большинст- ве не готовы к реализации превентивного потенциала профессии. Учитель обычно реаги- рует на проступки, которые уже были совершены ребенком: на конфликты, которые уже перешли в острую стадию; возникший буллинг; очевидное школьное насилие. Практика убеждает: профессиональное воздействие педагога чаще всего запаздывает, является не- достаточно целесообразным и адекватным. Диагностика, проведенная преподавателями Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, показала, что свыше 79,5 % бакалавров физической культуры не готовы к грамотной и корректной превенции: не знают индикаторы наркотической и алкогольной зависимости; маркеры суицидального поведения; основы профилактики травматизма, физических и психиче- ских перегрузок. Палитра профессиональных ролей учителя физической культуры в со- временной школе весьма однообразна, включает такие роли, как инструктор, тренер, ко- уч, регистратор, судья. Для успешной превенции важен акцент на стратегическом мышлении учителя, на адресном развитии его диагностических, прогностических, про- ектных, конфликтологических, психотерапевтических компетенций. Мы попытались выяснить, какие аспекты образовательного процесса в современ- ной школе, по мнению выпускников факультета физической культуры ТГПУ им. Л. Н. Тол- стого, в наибольшей степени нуждаются в превенции. Бакалавры образования выделили следующие направления превенции: предупреждение травматизма детей, обеспечение травмобезопасности уроков физической культуры, предупреждение неуспеваемости, нарушений дисциплины и порядка, прогулов уроков; профилактика курения, алкого- лизма, наркомании. В некоторых ответах подчеркивалась необходимость уделять осо- бое внимание упражнениям с повышенной травмоопасностью, способам страховки и оказания помощи учащимся. Только отдельные студенты отмечали важность таких аспектов превенции, как предупреждение переутомления школьников, как профилак- тика школьного насилия, буллинга, детской агрессии. Таким образом, превентивная деятельность понимается будущими учителями физической культуры, главным обра- зом, как дидактическая (предупреждение типичных ошибок школьников, профилактика академической неуспеваемости) и организационно-управленческая (предупреждение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=