СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

224 И. Л. Федотенко доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) fedotenko@tsput.ru Анжелина Янева доктор педагогических наук, доцент Департамент спорта Софийского университета Св. Кл. Охридского (София, Болгария) СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕВЕНТИВНОЙ ПОЗИЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Современная школьная политика, в значительной степени, фрагментарна, и си- туативна, недостаточно обоснована и последовательна. Образовательная организация, в целом, и большинство работающих учителей, декларируя идеи гуманистической пе- дагогики и психологии, на практике действуют по основной формуле классического бихевиоризма: «стимул-реакция». И такими страшными стимулами, провоцирующими быстрые и активные, однако непродолжительные реакции всего социума, становятся школьное насилие, захваты заложников, расстрел подростком своих одноклассников. Образовательная среда становится потенциально все более опасной и враждебной по отношению к ребенку. Жестокость, школьное насилие превращается в имманентную характеристику образовательного пространства класса. Омоложение суицида, рост дет- ского травматизма требуют от каждого педагога, а особенно от учителя физической культуры, пристального внимания к проблеме превенции. В поликультурном простран- стве школьного класса обостряются различные аспекты аддитивного поведения подро- стков и старшеклассников: развитие наркотической, психологической, компьютерной зависимости. Дети из семей мигрантов, учащиеся с физическими и психическими про- блемами все чаще оказываются жертвами школьного насилия. При выборе образова- тельной организации для своего ребенка родителей, в первую очередь, волнует степень ее безопасности. Проблему психологической безопасности образовательных организаций нельзя решить только повышением количества и профессионализма охранников, введением все более «умных» рамок, продвинутых «тревожных кнопок» и турникетов «последне- го поколения». Каждый учитель на своем уроке должен быть в состоянии увидеть первоначаль- ные индикаторы буллинга (кибербуллинга!), насилия, агрессии, маркеры, показываю- щие наличие в классе потенциальной «жертвы», говорящие о детской наркомании или суицидальном поведении подростков. Системообразующим фактором профессиональной подготовки будущего бака- лавра и магистра образования должно стать развитие его превентивной позиции, то есть, устойчивой и осознанной личностной установки на предупреждение негативных действий школьника, его нежелательного поведения, опасного для него самого и окру- жающих. Превентивная позиция предполагает умение педагога корректно оценить различные риски, выделить допустимые, минимизировать неоправданные. Превенция учителя многогранна, многопланова, она включает не только ребенка, его семью, кол- лег, но и личность самого педагога. Превентивная позиция педагога противостоит на- растающей жестокости и насилию. Стандарт «Педагог» подчеркивает, что в современ- ной образовательной ситуации эффективный учитель должен взаимодействовать с разными детьми «вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=