СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

220 Таблица 4 Показатели пропускной способности мозга юношей и девушек (бит/с) по критерию t Стюдента Пол n M m t P Юноши 38 1,76 0,035 Девушки 26 1,59 0,030 3,69 P<0,001 Оценка пропускной способности мозга учащейся молодежи с применением непа- раметрического критерия U – Манна-Уитни выявила различия на еще более высоком уровне достоверности (P<0,00001). Таким образом, полученные нами данные, свиде- тельствуют о половой предрасположенности по исследуемому признаку (таблица 5). Таблица 5 Показатели пропускной способности мозга студентов юношей и девушек по критерию Манна-Уитни (баллы) Пол n M T U P Юноши 38 9,4 Девушки 26 8,65 1928 4,6098 P<0,00001 Анализ динамики пропускной способности мозга позволил нам оценить устойчи- вость внимания и охарактеризовать умственную работоспособность, то есть выявить актуальное функциональное состояние студентов. Результаты исследования позволяют говорить о том, что положительная дина- мика умственной работоспособности характерна для 77 % студентов 4 курса и 62 % первокурсников факультета физической культуры, а также для 60 % испытуемых из числа первокурсников факультета психологии. Более высокий показатель адаптирован- ности студентов 4 курса факультета физической культуры, на наш взгляд, обусловлен положительным влиянием двигательной активности на умственную работоспособность учащейся молодежи. В тоже время у части студентов выявлена отрицательная динамика умственной работоспособности, характеризующаяся нарастанием утомления, снижением внимания. Причем, наиболее выражено снижение умственной работоспособности у первокурсни- ков факультета психологии. Таким образом, функциональное состояние, здоровье студентов находится в со- стоянии неопределённости, неблагоприятные факторы учебно-профессиональной дея- тельности могут склонить чашу весов либо в сторону адаптации, либо в сторону деза- даптации. В целом проведённый анализ позволяет констатировать следующее. Во-первых, скорость обработки информации студентов, принимавших участие в исследовании, находятся на высоком и очень высоком уровне. Во-вторых, полученные нами экспериментальные данные, свидетельствуют о на- личии влияния средовых факторов, в частности, учебно-профессиональной деятельно- сти, на скорость обработки информации мозгом. Это проявилось в более высоких пока- зателях пропускной способности у студентов старших курсов, чем у первокурсников, пропускная способность мозга у юношей выше, чем у девушек. В-третьих, сравнительный анализ результатов юношей и девушек позволяет гово- рить о наличии гендерных особенностей в скорости обработки информации в юноше- ском возрасте. В-четвертых, у большинства студентов выявлена положительная динамика про- пускной способности мозга, характеризующая высокий уровень умственной работо- способности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=