СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

22 Ю. М. Васина кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) j_m_vasina@mail.ru О.И. Кокорева кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) oxiko@list.ru ЗНАЧЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Физическое воспитание имеет особую актуальность в дошкольном возрасте, са- мом ответственном периоде жизни человека, во время которого закладываются основы его здоровья и физического развития. Этот временной этап по функциональным воз- можностям детей, характеру генетической детерминации развития двигательных функ- ций является благоприятным для становления многих двигательных проявлений. Для того, чтобы движение было точным, ребенка надо обучать этому движению, поэтому мы сочли необходимым проанализировать содержание и методы обучения движениям в практике работы детских дошкольных учреждений, обратив особое вни- мание на использование в работе с детьми соревновательно-игрового метода. С целью получения информации по этому вопросу мы изучили планы воспита- тельно-образовательной работы и провели непосредственные наблюдения за работой инструкторов по физическому воспитанию и воспитателей. Анализ педагогической документации показал, что в большинстве случаев отсут- ствует система формирования двигательных навыков. Многие педагогические работни- ки регулярно планируют разучивание основных движений на занятиях, но не уделяют внимания их совершенствованию. В большинстве случаев нам не удалось проследить последовательного разучивания движения на разных этапах. Чаще всего в планах при- сутствовали записи такого типа: "Учить детей прыжкам в длину с места", "Продолжать учить детей прыжкам в длину с места", "Тренировать Валю и Сережу в прыжках в дли- ну с места" и т.п., что показывает отсутствие планирования вариативного повторения упражнений, конкретных указаний, над какими элементами техники планируется рабо- та при закреплении движения с группой или подгруппой детей, и на что именно следу- ет обратить внимание в работе над движением с конкретным ребенком. Также, следует отметить, что при планировании не учитываются различные уровни физической подготовленности детей и всем предлагаются одинаковые задания, тот факт, что одно и то же движение у равных детей находится на разной стадии фор- мирования, и работа над ним требует различных методов, не принимается во внимание. Аналогичная ситуация наблюдалась и в использовании подвижных игр с целью совершенствования движений. Подвижным играм в детских садах уделяется недоста- точное внимание, не проводится необходимая предварительная работа перед разучива- нием игр. Планируемые подвижные игры однообразны по тематике, зачастую на про- тяжении всего года планируется 4–5 игр, варианты игр не используются. Подбор игр зачастую носит случайный характер, разучиваемое на физкультурных занятиях движе- ние в игре не закрепляется. Игры-эстафеты планируются не всеми педагогами, те же, кто включает их в рабо- ту с детьми, планируют их редко, система в использовании этих игр отсутствует, дви- жения для игр подбираются случайно, разный уровень овладения движениями, входя-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=