СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

209 Нездоровая атмосфера в семье (брань и насилие) могут усугубляться вспыль- чивостью, неуступчивостью, замкнутостью ребенка, что связано с ощущением от- верженности среди сверстников, низкой самооценкой и плохой успеваемостью. Это приводит ребенка к отождествлению себя со сверстниками с девиантным поведени- ем. В этом случае необходим анализ ошибок ребенка с одновременным и постепен- ным ростом собственной оценки. В этом случае позитивная атмосфера в школе или секции единоборств, направ- ленная на формирование взаимного уважения, может дать положительный результат посредством уважения товарищей, наличием «отдушины», формирования и разви- тия самоконтроля. К тому же проблемный ребенок обладает возможностью нако- пившуюся злость переориентировать в физические и психофизические упражнения, когда происходит определенное «очищение» усталостью и справедливой оценкой труда ребенка. В то же время тренер должен проявить такт, совмещая умеренное, но неотвратимое наказание за агрессивное поведение и психологически поощряя тру- долюбие, постоянство и внимательность ученика. Необходимо не перестараться с наказаниями. Как показали исследования амери- канских психологов (Бандура, Перри, Басси и др.), наказание не должно обучать агрес- сии. Деформация наказания, как обучение агрессии, может проявляется в следующем: – ученик может воспринимать лишь статусный момент – наказание (это агрессия) позволительно более сильным, старшим или занимающим более высокую должность; – наказание может вызвать только сопротивление, если оно чрезмерно, незаслу- женно или осуществляется без убедительного объяснения; – наказание не должно акцентировать внимание на боли, поскольку в памяти ос- танется лишь боль, а не проблема и путь ее решения. Наказание должно лишь пресекать агрессию, при этом нужны не угрозы и муче- ния ребенка, а поиск правильной альтернативы, которую должны показать ему родите- ли и тренер. Они должны шаг за шагом создавать устойчивую мотивацию к неагрес- сивному поведению, при постоянном росте самостоятельности и творчества ученика. Но выбор правильной альтернативы поведения должен оставаться за учеником. Литература 1. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.– СПб.: Питер, 1997. 2. Фромм, Э. Некрофилы и Адольф Гитлер / Э. Фромм // Вопросы философии.– 1991.– № 9.– С. 86, 98, 103. 3. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни.– М., 1993.– С. 261–277. 4. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс; Пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского.– М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=