СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

207 По отношению к контактным видам единоборств проблема деформации личности проявляется в возможности становления невротической личности в качестве тренера, который может компенсировать свою ущербность, по отношению к занимающимся, в виде агрессии. Поэтому знание указанных характеристик особенно важно для родите- лей, отдающих своих детей в руки тренера. В то же время в любом направлении кон- тактных единоборств тренер не должен быть аморфным или внутренне слабым, по- скольку данные виды человеческой жизнедеятельности направлены на формирование дисциплины и самодисциплины. В противном случае контактные единоборства стано- вятся жестокими и опасными по своему определению. Основным подходом в разграничении тренера невротического склада от нормаль- ного тренера является наличие стремления возвыситься за счет своих учеников, пода- вить их личность, а не направить ее на самоконтроль и позитивное развитие. Этот кри- терий должны учитывать тренирующиеся и родители. В то же время хороший тренер должен пресекать проявления агрессии и подавления одним учеником другого. Если этого не происходит, то велика вероятность что он воспитывает невротиков, один из которых возмещает комплекс неполноценности за счет другого, при этом другой уче- ник приобретает этот негативный комплекс. Именно поэтому важно с первых шагов в спортивном зале научить учеников ува- жать школу, тренера, товарища. Непременным условие должно быть то, чтобы сам тре- нер был примером для подражания. У тренера, начинающего свою деятельность, необ- ходимо сформировать образ того, как он сам относится к своему учителю, к своим ученикам и создает атмосферу взаимоотношений между учениками, так его ученики в последствии будут относится к нему (как учителю), к своим ученикам, сохранять и умножать духовно-нравственную атмосферу школы. С этими положениями непосредственно связаны проблемы научения агрессии. Исследование социальных проблем на современном этапе развития общества ув- лечено теориями управления и самоорганизации, концепциями успешного созидания, через призму которых люди влияют на свое будущее, на личную перспективу. В теории управления все факторы разделяются, прежде всего, на управляемые и неуправляемые. Большинство методов, разработанных в управлении, направлено на уменьшение влияния неуправляемых факторов. Но при этом не рассматривается про- блема своеволия управляющего человека и его влияние на жизнь окружающих людей, общество и природу. Введение системным подходом и кибернетикой понятия «обрат- ная связь» смягчило своеволие людей ожиданием последствий, но не решило проблему своеволия и насилия. Приходя первый раз в спортивный зал ученики, на вопрос: «Зачем ты пришел в секцию?», в подавляющем большинстве случаев отвечают: «Научиться драться!» Но многие из пришедших в зал на самом деле хотят научиться бить других. Поэтому задача тренера показать различие между умением бить других (быть агрессо- ром и насильником) и умением мгновенно обезопасить себя от агрессора. Иными сло- вами, быть человеком с большой буквы, даже если придется в какой-то мере пострадать от более сильного. Проблема обучения контактным единоборствам заключается не в научение как принести вред человеку или даже его убить, не обучение злодеев и банди- тов. Основная задача контактных единоборств – сохранение себя физически, морально- нравственно, и пресечение любого вида агрессии, какую бы угрозу она не несла. В то же время обучение единоборствам – это воспитание людей, которые готовы постоять за себя и других, но не воспитание инертных и слабых жертв. Принципы кон- тактных единоборств в целом подчеркивают значение обратной связи – агрессор может и должен получить рикошетом результат своей агрессии. Как говорили наши далекие предки: «Взявший в руки меч должен быть готов и погибнуть от меча». В то же время в понимании единоборств необходимо выяснить границу между обучением агрессии и умением ей противостоять.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=