СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

205 С. Б. Петрыгин кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «РГУ им. С. А. Есенина» (Рязань, Россия) АГРЕССИЯ И КОНТАКТНЫЕ ВИДЫ ЕДИНОБОРСТВ Насилие неоднократно находилось в центре исследования различных философов древности и современности, которые отстаивали ту или иную позицию, принимая или отвергая насилие, определяя свободу насилия или его ограничивая. Насилие и агрессия находили в центре внимания таких ученых, как 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, К. Ло- ренц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон и др. Одной из первых обобщающих работ по проблеме психологии агрессии человека стала работа Р. Бэрон, Д. Ричардсон «Агрессия» [1]. Для понимания проявлений агрессии полезным является описание агрессии Бас- сом характеристиках: физическая-вербальная, прямая-непрямая, активная-пассивная. Насилие в процессе формирования личной перспективы носит субъективный ха- рактер, следовательно, зависимый от позиции человека, его направленности, владения ситуацией и позитивной силы воли (безволия или негативного своеволия). Насилие, как деформация личности, что определяет деформацию социальной пер- спективы, как искаженного угла зрения на развитие себя, окружающих людей и общест- ва. Деформация личности определяет как специфику принятия решений, так и специфику выполнения и воплощения тех или иных решений. Поэтому деформация личности осо- бенно опасна в случаях достижения этими людьми власти принимать и осуществлять решения или в ситуациях неустойчивости сложной системы, когда определяется направ- ление развития (точка бифуркации в теории синергетики). В ситуации неустойчивости социальной системы решение одного человека может изменить ход истории. Крайняя форма проявления деформации личности, которая проявляется в насилии, изучалась Э. Фроммом в работе «Некрофилы и Адольф Гитлер» [2]. Некрофилия – это крайняя форма деформации личности, которая насилие определяет в качестве безусловной формы достижения своей любви к мертвому. Расширение некрофилии проявляется, как целостная тенденция деформации социальной перспективы, поскольку отражает единство людей во зле. Динамическое изменение социальной картины мира некрофилией направле- но на увеличение деструктивного компонента, на сокращение меры жизни только сущест- вованием, разрушение одушевления и одухотворения жизни, а значит сокращения душев- ности и духовности в социальной действительности. Некрофилия как тенденция формирования деформированной социальной перспективы требует объединения биофи- лии в добре, готовности биофилии «пресекающим мечом» противостоять некрофилии. Крайняя форма деформации личности всегда обладает возможностью управлять более масштабными социальными субъектами, об этом доказательно, на примерах этологии пи- сал К. Лоренц, утверждая, о массы идут за отклоняющимся от нормы лидером. Кроме крайней формы деформации личности, не менее важной в изучении де- формации личности, влияющей на социальную перспективу, является проблема невро- тического стремления к власти, которую поставила и тщательно проанализировала ученица 3. Фрейда – К. Хорни. Карен Хорни исследовала два основных пути затихания тревожности. Первый путь это поиск любви и привязанности, затихание, как путь усиления контакта с други- ми. Другой путь – это поиск власти, престижа и обладания, успокоение через ослабле- ние контакта с другими и укрепление собственного положения. Стремление власти различно у нормального человека и невротика. Ощущение власти может появляться у нормального человека в результате реализации его превос- ходящей силы, будь то физическая сила или способность, умственные способности, или зрелость и мудрость. Его стремление к власти может быть вызвано также некоей осо- бой причиной, связанной с семьей, политической или профессиональной группой, ро-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=