СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

193 Т. В. Мискевич старший преподаватель УО «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова» (Могилев, Беларусь) miskevich@msu.by ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С УЧЕБНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Изучение психолого-педагогических исследований по проблеме волевого разви- тия в юношеском возрасте, дает возможность говорить о том, что воля – одна из важ- нейших характеристик личности студента, позволяющая успешно справляться с учеб- но-профессиональной деятельностью. Следовательно, формирование волевой сферы является одной из существенных задач, стоящих перед современной системой образо- вания в вузе. Волевая подготовка направлена на развитие и воспитание различных волевых ка- честв (черт характера), которые ценятся во всевозможных видах деятельности челове- ка, будучи длительным и целенаправленным психолого-педагогический процессом, она не менее необходима и универсальна в спорте. В связи с этим, изучение особенностей волевой подготовки студентов, занимающихся спортом, является, на наш взгляд, акту- альным. Зная особенности волевой подготовки, а, также имея представление о путях ее оптимизации, можно более правильно и успешно планировать процесс обучения и спортивного совершенствования применительно к деятельности всех его субъектов: преподаватель, тренер, спортивный психолог, спортсмен, а также учебно-профессио- нальная деятельность студента-спортсмена. По нашему мнению, важнейшими волевыми качествами, формирующимися в про- цессе волевой подготовки и обуславливающими успешность учебной и спортивной дея- тельности студентов, являются волевой самоконтроль (ВСК) [1], настойчивость и само- обладание [2]. Названные волевые качества во многом определяют индивидуальный стиль и конкретные проявления активности человека. Одной же из активных форм воле- вой недостаточности, препятствующей волевой саморегуляции человека и успешному выполнению деятельности, является импульсивность, то есть склонность человека дей- ствовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Целью исследования было изучение особенностей развития волевых качеств сту- дентов, где предполагалось определить уровень развития волевых качеств во взаимосвя- зи с успеваемостью студентов, занимающихся спортом, и их спортивными достижения- ми, а также, насколько импульсивность (как форма активной волевой недостаточности) препятствует протеканию учебной и спортивной деятельности студентов-спортсменов. Исследование волевых качеств семидесяти студентов четвертого курса факультета физического воспитания Могилевского государственного университета им. А. А. Куле- шова проводилось с помощью теста-опросника ВСК А. В. Зверькова, Е. В. Эйдмана, ко- торый был направлен на обобщённую оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции: содержал 30 пунктов (24 рабочих и 6 маскировочных). Результатом тестиро- вания определялся общий индекс ВСК и индексы по шкалам «Самообладание» и «На- стойчивость». Исследование импульсивности студентов-спортсменов проводилось при помощи теста-опросника В. А. Лосенкова, состоящего из 20 вопросов [3]. Соотношение волевых качеств с успеваемостью студентов, их спортивными дос- тижениями представлены в таблице 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=