СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

190 Особую тревогу педагогов, психологов и специалистов в области медицины и фи- зиологии вызывают негативные последствия децелерации, проявляющиеся в росте чис- ла детей с низкими биологическими, психологическими и социальными показателями готовности к обучению в школе и затем в вузе [7, 9], несмотря на увлечение многих ро- дителей и педагогов разнообразными методиками раннего развития дошкольников [10]: • эмоциональная холодность, капризность, гипертрофированные амбиции; • снижение некоторых показателей умственной работоспособности (например, рост скорости переработки информации в ущерб ее качеству); • упрощение и обеднение развития детей (в том числе обеднение структуры сво- бодного времени); • снижение общего уровня развития (низкий уровень сформированности обще- культурных компетенций школьников и студентов); • различные эмоционально-личностные девиации, снижение стрессоустойчивости; • рост распространенности логоневрозов, тиков, навязчивых движений и т. д. Необходимо отметить, что большинство авторов сходятся во мнении о тесной взаимосвязи между развитием речи и моторных функций человека [11, 12], а также ука- зывают на возрастание роли массового спорта в сохранении здоровья в конце второго десятилетия XXI века [13]. Учитывая высокую стресс- и геропротекторную активность оптимальных по продолжительности и интенсивности физических нагрузок, нами раз- работаны и внедрены несколько образовательных проектов по привлечению молодежи и детей разного возраста к занятиям в спортивных секциях. Суть первых двух проектов состояла в обсуждении со студентами и школьниками биографий прославленных спортсменов, добившихся выдающихся результатов [14, 15]. В задачи третьего проекта входило использование различных техник и приемов нейролингвистического програм- мирования (НЛП) в подготовке спортсменов [16]. Целью данной работы было исследование перспектив использования НЛП- технологий для профилактики негативных последствий децелерации и для привлечения детей младшего школьного возраста к занятиям в секции плавания. В исследовании, проходившем на базе МБУ ДО ДЮСШ № 4 г. Ростова-на-Дону, при- няли участие тренировочные группы первого года обучения этапа начальной подготовки: 60 спортсменов (48 мальчиков и 12 девочек) отделения плавания в возрасте 7–8 лет. Педагогиче- ский эксперимент проходил в течение года. В начале и конце учебного года определяли неко- торые показатели функционального состояния, связанные с успешностью учебной деятельно- сти и стрессоустойчивостью (использовали шкалу ситуативной тревожности Спилбергера- Ханина, корректурную пробу с кольцами Ландольта и красно-черные таблицы Горбова). По завершении каждого из стартов пловцы награждались памятными призами (рис. 1, 2): значком «Я будущий чемпион», значком «Я люблю плавание», значком «Умею плавать», вымпелом «Плавание – это жизнь», медалью «Чемпион». Рис. 1 – значок «Я будущий чемпион»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=